Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

19.12.2024

Что делать, если ребенок пишет медленно

Поделиться статьей:

Ребенок медленно пишет, что делать?

Замедленное письмо у школьника – распространенная проблема, вызывающая тревогу у родителей. Развитие навыков письма начинается до школы, поэтому медленная письменная работа в дошкольном возрасте часто связана с возрастными особенностями. После поступления в школу становится ясно, есть ли у ребенка специфические нарушения чистописания. Важно обратиться к специалисту для консультации.

Причины медленного письма

Замедленный темп письма у младших школьников может быть обусловлен разными факторами. Одна из возможных причин – дисграфия (повторяющиеся ошибки при письме, несвязанные с умственным развитием ребенка). Также медлительность при письме нередко связана с недостаточно развитой мелкой моторикой рук. Неправильная поза за партой, неудобная ручка также могут затруднять процесс и замедлять темп письма. Кроме того, излишне раннее обучение письму еще до школы в некоторых случаях приводит к формированию неверных навыков, что впоследствии сказывается на скорости.

Неврологические причины

Некоторые возможные неврологические причины медленного письма у детей:

📌  Незрелость областей мозга, отвечающих за координацию движений.

📌  Трудности переноса зрительного восприятия букв на письмо.

📌  Трудности с согласованием зрительной информации и моторных навыков при переносе увиденного на бумагу.

📌  Неспособность правильно декодировать и закодировать письменные символы.

📌  Небольшие отклонения в развитии ЦНС, влияющие на когнитивные и моторные навыки.

📌  Проблемы с удержанием внимания и концентрацией во время письма.

📌  Нейродегенеративные заболевания и некоторые редкие генетические расстройства, затрагивающие нервную систему.

Психологические причины

Среди самых популярных психологических причин, почему ребенок медленно пишет, выделяют тревожность и страхи, низкую самооценку, перфекционизм, эмоциональные расстройства.

Проблемы с мотивацией

Одна из распространенных причин почему ребенок пишет медленно в 1 классе – отсутствие увлеченности предметом или темой урока. Школьный материал может казаться ученику слишком простым или, наоборот, слишком сложным, что подрывает его мотивацию. Затруднения также могут возникать из-за нехватки времени на выполнение задач, боязни совершить ошибку или конфликтов с одноклассниками или учителем.

Диагностика причин медленного письма

Первичная диагностика обычно проводится школьным логопедом. Его задача на этом этапе – оценить, как протекают фонематические процессы у ребенка, то есть:

📌 может ли он различать звуки на слух;

📌  чувствителен ли он к словам, близким по звучанию;

📌  способен ли воспринимать последовательности звуков;

📌  может ли подсчитать количество звуков в слове;

📌  имеются ли у него устойчивые звуковые образы слов.

Обязательным условием является посещение окулиста и отоларинголога для исключения нарушений зрения и слуха.

Окончательный диагноз и выявление причин расстройств, таких как дисграфия, осуществляется неврологом.

Анализ навыков письма

В первом классе навыки письма только начинают формироваться. Поэтому методика обследования включает задания, которые выявляют трудности развития этих навыков и их причины. Задания разработаны с учетом особенностей детей данного возраста.

Обследование у специалистов

Дети, страдающие дисграфией, испытывают значительные трудности при овладении навыками письма. В их тетрадях наблюдается множество грамматических ошибок, отсутствие заглавных букв, путаница слов и слогов, а также неправильное написание знаков и символов. Впоследствии эти дети избегают уроков и отказываются делать письменные задания.

Если родители вовремя не обращаются к специалисту для диагностики, у ребенка могут развиться депрессия, чувство неполноценности и проблемы в общении со сверстниками. Если со здоровьем все в порядке, обязательно следует обратиться:

📌  К логопеду-дефектологу. Специалист проводит диагностику заболевания и выявляет нарушение чтения и письма.

📌  К психоневрологу. Врач диагностирует сопутствующие отклонения (при их наличии), выявляет причины дисграфии и дислексии (неспособность нормально обучаться чтению). При необходимости он подбирает медикаментозное лечение.

Мы знаем как это исправить

Ребенок не хочет учиться?

Нейропсихологическое тестирование

Метод основан на наблюдении за ребенком во время игры. Специалисты дают детям различные задания и делают выводы о развитии различных зон головного мозга. Диагностика позволяет анализировать следующие аспекты:

📌  Уровень развития высших психических функций.

📌 Физическое развитие.

📌  Скорость обработки информации.

📌  Навыки, требующие коррекции.

📌  Причины проблем и способы, которые помогут улучшить слабые качества и развить сильные.

Методы коррекции медленного письма

Упражнения могут быть направлены на:

📌  Распознавание фонем, слогов, слов на слух.

📌  Различение сходных элементов букв.

📌  Поиск отличий в начертании букв.

📌  Постановку правильной артикуляции звуков.

📌  Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

📌  Повышение связности речи.

Упражнения для улучшения моторики

Медленное письмо и неразборчивый почерк зачастую являются следствием недостаточно развитой мелкой моторики и плохой координации движений глаз и рук. Чтобы исправить ситуацию, необходимо повысить подвижность кисти и пальцев, а также улучшить согласованность движений руки и зрительного восприятия. Для развития этих навыков можно использовать следующие упражнения и игры.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковые упражнения – это небольшие сценки или стишки, которые разыгрываются с помощью движений пальцев рук. Ребенку необходимо запоминать не только сами рифмованные строчки, но и соответствующую им последовательность жестов, а также положение каждого пальца. При такой гимнастике задействуется обе руки и все пальцы. Сжатие кистей чередуется с расслаблением, а движения, выполняемые одновременно, сменяются поочередными.

Игры с мелкими предметами

Игры с мелкими предметами (крупа, бусины, пуговицы или камешки) оказывают благотворное влияние на развитие мелкой моторики и общее оздоровление организма. Детям можно предлагать различные задания: сортировка по виду, угадывание на ощупь с закрытыми глазами, вращение между большим и указательным пальцами. Однако все занятия с мелкими деталями должны проводиться только под бдительным присмотром взрослых.

Психологические методики

Это могут быть различные игры и соревнования, а также упражнения на расслабление.

Игра «Алфавит»

В методике Монтессори для изучения алфавита используются объемные буквы с шероховатой поверхностью, которые школьник может трогать руками.

Занятия проводятся следующим образом: взрослый выбирает несколько разных по начертанию букв, показывает ученику одну из них, называет соответствующий звук и просит повторить его. Затем ребенок трогает букву пальцами, проводя по ее шероховатой поверхности и произнося звук вслух. Для закрепления взрослый показывает предмет, название которого начинается с этого звука. Такие упражнения повторяются ежедневно с новыми буквами, а уже знакомые буквы периодически повторяются.

Игра «Найди букву»

Цель: укрепить понимание букв и развить навыки чтения, активизировать мышление, логику, внимание и грамматические способности.

Правила игры: ученику дают карточки в форме грибов, в середине слов, на которых пропущена буква. Задача ученика – подобрать недостающую букву из отдельных кружков с буквами таким образом, чтобы сформировались два разных слова. Примеры слов: дупло-тепло, блеск-треск, свеча-пчела.

Игра «Собери предложение»

Суть игры «Собери предложение» заключается в том, чтобы составить осмысленные предложения из отдельных слов, относящихся к разным частям речи (глаголы, существительные, прилагательные). Слова предоставляются в виде таблицы или разрезанных карточек, которые следует правильно скомбинировать. Эта игра развивает у детей навыки построения предложений, понимание частей речи, а также логическое мышление и сообразительность.

Как мотивировать ребенка на обучение ?

Узнайте подробности

Использование арт-терапии

Арт-терапия играет важную роль в коррекционной работе с детьми. Она может выступать средством снижения тревожности и страхов у детей, улучшая атмосферу на занятиях. Это облегчает запоминание и заучивание правил, ученик забывает о логопедических ошибках, выполняя задания в игровой форме. Существует широкий спектр типов коррекционной творческой работы:

📌  обычное рисование;

📌  живопись пальцами;

📌  лепка из пластилина;

📌  применение цветотерапии;

📌  элементы конструирования;

📌  песочная терапия;

📌  кляксография;

📌  ниткография и др.

Не волнуйтесь, если ребенок пишет медленнее других. Важно терпение, поощрение и практика. Развивайте моторику, координацию и зрительное восприятие. Не сравнивайте с другими детьми, а поддерживайте и хвалите за успехи.

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2024-2025”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Рекомендуем к прочтению

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи На уроках математики в школах уделяют немало внимания решению задач. Дети учатся понимать ...

20.01.2025 Читать

Как научить ребенка азбуке

Как научить ребенка азбуке  Знакомство с буквами – первый этап обучения ребенка чтению. Важно сделать учебный максимально ...

17.01.2025 Читать

Как научить ребенка завязывать узел

Как научить ребенка завязывать узел В прошлом дети носили ботинки со шнурками, банты, шапки с завязками. Это способствовало ...

16.01.2025 Читать