Нейропсихологическое тестирование
Метод основан на наблюдении за ребенком во время игры. Специалисты дают детям различные задания и делают выводы о развитии различных зон головного мозга. Диагностика позволяет анализировать следующие аспекты:
📌 Уровень развития высших психических функций.
📌 Физическое развитие.
📌 Скорость обработки информации.
📌 Навыки, требующие коррекции.
📌 Причины проблем и способы, которые помогут улучшить слабые качества и развить сильные.
Методы коррекции медленного письма
Упражнения могут быть направлены на:
📌 Распознавание фонем, слогов, слов на слух.
📌 Различение сходных элементов букв.
📌 Поиск отличий в начертании букв.
📌 Постановку правильной артикуляции звуков.
📌 Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
📌 Повышение связности речи.
Упражнения для улучшения моторики
Медленное письмо и неразборчивый почерк зачастую являются следствием недостаточно развитой мелкой моторики и плохой координации движений глаз и рук. Чтобы исправить ситуацию, необходимо повысить подвижность кисти и пальцев, а также улучшить согласованность движений руки и зрительного восприятия. Для развития этих навыков можно использовать следующие упражнения и игры.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковые упражнения – это небольшие сценки или стишки, которые разыгрываются с помощью движений пальцев рук. Ребенку необходимо запоминать не только сами рифмованные строчки, но и соответствующую им последовательность жестов, а также положение каждого пальца. При такой гимнастике задействуется обе руки и все пальцы. Сжатие кистей чередуется с расслаблением, а движения, выполняемые одновременно, сменяются поочередными.
Игры с мелкими предметами (крупа, бусины, пуговицы или камешки) оказывают благотворное влияние на развитие мелкой моторики и общее оздоровление организма. Детям можно предлагать различные задания: сортировка по виду, угадывание на ощупь с закрытыми глазами, вращение между большим и указательным пальцами. Однако все занятия с мелкими деталями должны проводиться только под бдительным присмотром взрослых.
Психологические методики
Это могут быть различные игры и соревнования, а также упражнения на расслабление.
Игра «Алфавит»
В методике Монтессори для изучения алфавита используются объемные буквы с шероховатой поверхностью, которые школьник может трогать руками.
Занятия проводятся следующим образом: взрослый выбирает несколько разных по начертанию букв, показывает ученику одну из них, называет соответствующий звук и просит повторить его. Затем ребенок трогает букву пальцами, проводя по ее шероховатой поверхности и произнося звук вслух. Для закрепления взрослый показывает предмет, название которого начинается с этого звука. Такие упражнения повторяются ежедневно с новыми буквами, а уже знакомые буквы периодически повторяются.
Игра «Найди букву»
Цель: укрепить понимание букв и развить навыки чтения, активизировать мышление, логику, внимание и грамматические способности.
Правила игры: ученику дают карточки в форме грибов, в середине слов, на которых пропущена буква. Задача ученика – подобрать недостающую букву из отдельных кружков с буквами таким образом, чтобы сформировались два разных слова. Примеры слов: дупло-тепло, блеск-треск, свеча-пчела.
Игра «Собери предложение»
Суть игры «Собери предложение» заключается в том, чтобы составить осмысленные предложения из отдельных слов, относящихся к разным частям речи (глаголы, существительные, прилагательные). Слова предоставляются в виде таблицы или разрезанных карточек, которые следует правильно скомбинировать. Эта игра развивает у детей навыки построения предложений, понимание частей речи, а также логическое мышление и сообразительность.