26.06.2017

Со скольки лет ребенка можно обучать скорочтению?

Поделиться статьей:

От родителей и педагогов, осваивающих методики развития детей и применяющих их на практике, нередко можно услышать о том, что существует некий определенный возраст для начала обучения. Неважно чему: складыванию кубиков, умению есть ложкой или скорочтению. Якобы «каждому овощу свой срок» и в мозге ребенка существует какой-то удивительный механизм, который просто не позволит ему постичь азы какой-либо науки до тех пор, пока ребенок не «созреет».

Это могло бы выглядеть логично, если бы не одно огромное и внушительное «но». Согласно этой гипотезе, дети, достигающие определенного возраста, должны в равной степени хорошо владеть определенным набором навыков.

Этот тезис родители могут оспорить: достижение каких-либо успехов в обучении зависит еще от того, насколько много времени уделялось этому самому обучению. И дети, которых учили интенсивней, демонстрируют лучшую успеваемость.

Тогда как объяснить проблему отстающих учеников, которым преподаватель обычно уделяет гораздо больше внимания, чем отличникам? И как объяснить разницу в средних оценках в рамках одного класса, если всем детям предоставляется один и тот же объем информации и подается она в одной и той же форме для всех?

Эту дискуссию можно продолжать бесконечно, но каждый раз мы будем возвращаться к одному и тому же ответу: определенного возраста для начала обучения скорочтению или другим интеллектуальным навыкам не существует.

Но существует ряд требований, без выполнения который учить ребенка быстрому чтению просто нецелесообразно. И именно на эти требования я хотел бы обратить внимание родителей и педагогов в этой статье.

Что нужно знать, приступая к обучению?

Принцип скорочтения можно свести к двум тезисам: высокий темп чтения и высокий уровень понимания прочитанного. Поэтому определяющими факторами, которые необходимо учитывать при принятии решения: пора ли приступать к обучению, являются следующие:

  1. Знание ребенком букв и умение составлять слоги. Без этого ребенок лишен «инструмента», с помощью которого он будет последовательно продвигаться на более высокие ступени. В этом случае я рекомендую обратиться к программе по обучению скорочтению, предназначенной для начального уровня. Это позволит задать нужное направление в развитии ребенка, и не допустить типичных ошибок. Но наилучшим вариантом станет консультация с профессиональным педагогом, который специализируется на обучении быстрому чтению. Он составит программу индивидуальных занятий с ребенком, учитывая его исходный уровень развития и индивидуальные особенности ситуации.
  2. Коммуникативные навыки. Получение и передача информации — ключ к достижению любых образовательных целей. Вне зависимости от того, общение какого уровня предполагается — индивидуальное или групповое, ребенок должен контактировать с преподавателем, родителями или другими учениками. Соответственно, это требование подразумевает развитые речевые навыки, умение отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы при необходимости что-либо уточнить или понять. В большинстве случае ребенок овладевает этими навыками в достаточной степени только по достижению 5-6-летнего возраста. Но в моей практике есть случаи, когда дети 4-5-летнего возраста были способны к коммуникации лучше, чем 8-10-летние. Этому моменту следует уделить внимание раньше, чем он превратится в проблему — замкнутость ребенка и его сознательное проведение границ между ним и другими людьми. Для повышения навыков общения я советую вовлекать ребенка в командные игры, мотивировать его на общение путем открытых вопросов (вопросов, на которые нельзя ответить, сказав «да» или «нет»), обсуждать с ним просмотренные мультфильмы, прочитанные ему сказки и пр.
  3. Правильный выбор методики обучения. Это требование можно назвать ключевым: занимаясь со слабо подготовленным ребенком по «продвинутой» программе, в нем можно развить только устойчивое отвращение к процессу получения знаний в принципе, так как очевидная неуспеваемость лишает ребенка уверенности в себе. Обучая сильного ребенка по методикам, предназначенным для начального или среднего уровня, вы с высокой вероятностью разовьете в нем так называемую «леность ума»: для него эта ступень — пройденный этап, ему на занятиях скучно, и он теряет интерес к обучению. Поэтому, если два первых пункта удовлетворяют требованиям, основная задача — правильно подобрать педагога, школу раннего развития или скорочтения и методику обучения.

Подводя итоги, можно сказать: если уровень развития ребенка включает в себя два первых пункта, он в любом возрасте готов к обучению скорочтению. И ровно так же наоборот — если он еще не знаком в достаточной мере с азами чтения и не готов к общению — следует акцентировать внимание на общем уровне развития (занятия по тренировке памяти, внимания, абстрактного, аналитического, логического мышления и пр.).

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2023-2024”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Открытые мероприятия

Онлайн-марафон «Как помочь ребенку учиться на 4 и 5 в учебном 2024 году»

Подробнее

Бесплатный вебинар «7 причин, мешающих ребенку хорошо учитьс»

Подробнее

Рекомендуем к прочтению

Вечерняя школа: что это такое и в каких случаях переводятся в такое учреждение

Люди не всегда своевременно получают общее образование. Однако к этому вопросу можно вернуться в любое время. Например, ...

05.03.2024 Читать

Социализация детей на домашнем обучении

В школьном классе социализация у абсолютного большинства детей происходит практически сама собой. Тем, у кого с этим имеются ...

01.03.2024 Читать

Эвристическое обучение: для кого оно предназначено

Эта технология – разработка доктора педагогических наук Андрея Викторовича Хуторского. Он член нескольких академий: РАО, ...

01.03.2024 Читать