Со скольки лет ребенка можно обучать скорочтению?
От родителей и педагогов, осваивающих методики развития детей и применяющих их на практике, нередко можно услышать о том, что существует некий определенный возраст для начала обучения. Неважно чему: складыванию кубиков, умению есть ложкой или скорочтению. Якобы «каждому овощу свой срок» и в мозге ребенка существует какой-то удивительный механизм, который просто не позволит ему постичь азы какой-либо науки до тех пор, пока ребенок не «созреет».
Это могло бы выглядеть логично, если бы не одно огромное и внушительное «но». Согласно этой гипотезе, дети, достигающие определенного возраста, должны в равной степени хорошо владеть определенным набором навыков.
Этот тезис родители могут оспорить: достижение каких-либо успехов в обучении зависит еще от того, насколько много времени уделялось этому самому обучению. И дети, которых учили интенсивней, демонстрируют лучшую успеваемость.
Тогда как объяснить проблему отстающих учеников, которым преподаватель обычно уделяет гораздо больше внимания, чем отличникам? И как объяснить разницу в средних оценках в рамках одного класса, если всем детям предоставляется один и тот же объем информации и подается она в одной и той же форме для всех?
Эту дискуссию можно продолжать бесконечно, но каждый раз мы будем возвращаться к одному и тому же ответу: определенного возраста для начала обучения скорочтению или другим интеллектуальным навыкам не существует.
Но существует ряд требований, без выполнения который учить ребенка быстрому чтению просто нецелесообразно. И именно на эти требования я хотел бы обратить внимание родителей и педагогов в этой статье.
Что нужно знать, приступая к обучению?
Принцип скорочтения можно свести к двум тезисам: высокий темп чтения и высокий уровень понимания прочитанного. Поэтому определяющими факторами, которые необходимо учитывать при принятии решения: пора ли приступать к обучению, являются следующие:
- Знание ребенком букв и умение составлять слоги. Без этого ребенок лишен «инструмента», с помощью которого он будет последовательно продвигаться на более высокие ступени. В этом случае я рекомендую обратиться к программе по обучению скорочтению, предназначенной для начального уровня. Это позволит задать нужное направление в развитии ребенка, и не допустить типичных ошибок. Но наилучшим вариантом станет консультация с профессиональным педагогом, который специализируется на обучении быстрому чтению. Он составит программу индивидуальных занятий с ребенком, учитывая его исходный уровень развития и индивидуальные особенности ситуации.
- Коммуникативные навыки. Получение и передача информации — ключ к достижению любых образовательных целей. Вне зависимости от того, общение какого уровня предполагается — индивидуальное или групповое, ребенок должен контактировать с преподавателем, родителями или другими учениками. Соответственно, это требование подразумевает развитые речевые навыки, умение отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы при необходимости что-либо уточнить или понять. В большинстве случае ребенок овладевает этими навыками в достаточной степени только по достижению 5-6-летнего возраста. Но в моей практике есть случаи, когда дети 4-5-летнего возраста были способны к коммуникации лучше, чем 8-10-летние. Этому моменту следует уделить внимание раньше, чем он превратится в проблему — замкнутость ребенка и его сознательное проведение границ между ним и другими людьми. Для повышения навыков общения я советую вовлекать ребенка в командные игры, мотивировать его на общение путем открытых вопросов (вопросов, на которые нельзя ответить, сказав «да» или «нет»), обсуждать с ним просмотренные мультфильмы, прочитанные ему сказки и пр.
- Правильный выбор методики обучения. Это требование можно назвать ключевым: занимаясь со слабо подготовленным ребенком по «продвинутой» программе, в нем можно развить только устойчивое отвращение к процессу получения знаний в принципе, так как очевидная неуспеваемость лишает ребенка уверенности в себе. Обучая сильного ребенка по методикам, предназначенным для начального или среднего уровня, вы с высокой вероятностью разовьете в нем так называемую «леность ума»: для него эта ступень — пройденный этап, ему на занятиях скучно, и он теряет интерес к обучению. Поэтому, если два первых пункта удовлетворяют требованиям, основная задача — правильно подобрать педагога, школу раннего развития или скорочтения и методику обучения.
Подводя итоги, можно сказать: если уровень развития ребенка включает в себя два первых пункта, он в любом возрасте готов к обучению скорочтению. И ровно так же наоборот — если он еще не знаком в достаточной мере с азами чтения и не готов к общению — следует акцентировать внимание на общем уровне развития (занятия по тренировке памяти, внимания, абстрактного, аналитического, логического мышления и пр.).
5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2024-2025”
Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.
Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:
- отложить гаджеты;
- без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
- учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Теги статьи
Понравилась статья? Поделитесь ей!
Рекомендуем к прочтению
Воспитываем ребенка лидером: практические рекомендации
Воспитание лидерских качеств у детей – это важный аспект их развития, способный значительно повлиять на их будущее. ...
Как приучить ребенка к порядку: практические советы для родителей
Многие дети не обращают никакого внимания на беспорядок и не спешат делать уборку в своей комнате. Родителю приходится либо ...
Как развивать память у ребенка 5 лет: практические советы для родителей
Способность запоминать информацию не считается врожденным навыком. Ее можно и нужно развивать. Особенно ответственно к этому ...