Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

08.02.2024

Способы развить пространственное мышление

Поделиться статьей:

18 минут чтения

122 просмотра

admin

Пространственное мышление у детей: что это такое и как его развивать? 

Пространственное мышление – это способность создавать образы, представлять предметы разных форм и размеров, распределять их в пространстве, мысленно ориентироваться в их расположении.

Развивать пространственное мышление нужно всем, так как оно не ограничивается только ориентированием на местности. У детей этот тип мышления задействуется при запоминании дороги до детского сада, школы, друзей, игре с конструкторами, рисовании, занятиях спортом, на уроках географии геометрии и так далее. Если ребенок испытывает трудности с задачами, скорее всего, это потому что он не может представить мысленно эту фигуру, а не из-за незнания теории.

Во взрослой жизни навыки пространственного мышления необходимы при вождении автомобиля, парковке, чтении карт и любых схем, ремонте квартиры, спорте, фото- и видеосъемке, то есть, во многих бытовых ситуациях. Кроме того, в таких сферах, как дизайн, архитектура, инженерия, физика, 3D-моделирование, строительство, медицина, невозможно стать профессионалом без развитого визуально-пространственного интеллекта.

В школе дети активно используют навыки пространственного мышления преимущественно на геометрии и географии, тогда как черчение и ИЗО во многих регионах исключили из обязательной программы. Поэтому нельзя сказать, что развитию этого типа интеллекта уделяется достаточно внимания. Есть множество интересных и увлекательных способов, которые помогут восполнить этот недостаток. О них и пойдет речь ниже.

Диагностика

Есть несколько методик, которые помогут определить уровень развития пространственного мышления.

Например, тест С. Ванденберга и А.Р. Кузе, который адаптировала для детей Елена Троцкая. Чтобы выполнить это задание нужно выбрать развертку (фигуру в разобранном виде), которая соответствует объемной фигуре. Чтобы это получилось, необходимо «собрать» каждую схему и развернуть так, чтобы она совпала с образцом. Пример такого задания изображен на рисунке 1.

Еще применяют фигуры Рея-Тейлора и Рея-Остеррица. Часто их используют для тестирования перед зачислением в 1-ый класс.

Чтобы выполнить задание, нужно скопировать фигуру, не переворачивая лист с образцом. Искажение пропорций, отзеркаливание деталей – нормально. Если ребенок не может воспроизвести весь образец, то есть вероятность, что есть нарушения в работе функций мышления.

Методика «Черные и белые квадраты» финского психолога М. Саарелы

Задание состоит в том, чтобы ребенок повторил узор, используя черные квадраты и панель с белыми клетками.

Развитие пространственного мышления для малышей

Пространственное мышление формируется с первых месяцев жизни. В 4-5 месяцев малыш может на самом начальном уровне ориентироваться в пространстве и мысленно вращать предметы, понимает границы тела и отличает свое от чужого. Уже с этого момента важно начать развивать эти навыки.

Для младенцев в этом помогут игры-потешки про части тела. Со временем малыш научится различать свои ручки, ножки, щечки. Рекомендуют также сопровождать эту игру прикосновениями, легким массажем.

Примеры стишков:

Щёчки, щёчки, щёчки,

Ямочки, комочки;

Целый день до ночки

Улыбайтесь щёчки!

Крохотули-крохотули, щечки-яблочки надули,

Кулачками машем, хоть лежим, а пляшем!

Можно найти множество других вариантов стишков про все части тела.

В период до 1 года важно дать ребенку больше опыта обращения с объектами разной формы, размера, плотности и текстуры. Для этого подойдет игра сортер – коробочка с отверстиями разной формы, к которым нужно подобрать подходящие предметы. Постепенно с развитием наглядно-образного мышления ребенок без ошибок научится сопоставлять отверстия и фигуры.

После года и до трех лет для развития визуально-пространственных навыков лучше всего подойдут рисунки по точкам, складывание фигур из счетных палочек. Также игры с пирамидками, кубиками, пирамидками, лепка хорошо развивают способность ориентироваться  в пространстве.

У ребенка активно развивается речь, и уже в этом возрасте он может научиться различать и запомнить названия:

       • фигур (квадрат, круг)

       • форм (угловатый, круглый)

       • размеров (большой, маленький)

       • слов-направлений (влево, назад, вперед, снаружи).

Для детей старше 3 лет есть много других способов развивать пространственное мышление. Рассмотрим некоторые из них.

 

[ays_quiz id='3']

Пазлы и мозаики

Пазлы – настоящая находка для всестороннего развития ребенка. Сборка мозаики повышает усидчивость, внимательность, терпение и ориентированность на результат. Кроме того, это влияет на развитие воображения, восприятие целого, мелкой моторики, наглядно-образного мышления и координации движений. Конечно, и навыки пространственного мышления, ведь без них невозможно найти единственное место для каждого кусочка в целой картинке.

Для самых маленьких есть пазлы на 4, 6 кусочков. Картинка должна быть простой, в идеале с одним предметом. По мере взросления необходимо усложнять задачу и картинку, давать ребенку пробовать собирать мозаики на большее количество деталей – до нескольких сотен и тысяч. Уже с 5 класса ребенок может собирать картинки из 1000 и больше деталей!

После каждой мозаики обязательно похвалите ребенка и обсудите результат, можно придумать историю или сказку по мотивам изображения.

Сейчас в магазинах можно найти не только классические пазлы с кусочками прямоугольной и квадратной формы, но трехмерные (3D-пазлы), «мягкие» и компьютерные пазлы, танграмы. Также распространены мозаики треугольными, круглыми, овальными элементами и другими формами.

Картография

Карта, глобус – это целый мир в миниатюре, помещенный на плоскость. Из карт можно получить информацию о расстояниях, направлениях, познакомиться с континентами, странами и городами, океанами, реками. Благодаря картам ребенок знакомиться с новыми понятиями, получает знания об окружающем мире. Если заинтересовать человека картами с детства, то он никогда и нигде не заблудится, будет легко ориентироваться на местности.

Сделать это очень просто – повесьте подробную карту региона, страны или мира в комнате ребенка. Есть специальные детские карты, с информацией о растительном и животном мире. Перед сном можно вместе с ним разглядывать карту, рассказывать о животных и ареалах их обитания. Это поможет узнавать что-то новое каждый день в увлекательной форме.

С 5-6 лет предложите ребенку нарисовать карту самостоятельно. Например, своей комнаты, квартиры или двора. Превратите это в игру и устройте поиски сокровища. Так ребенок изучит расположение объектов относительно друг друга и расстояния.

Эта практика поможет ребенку в 5 классе, когда начнется география и работать контурными картами.

Математика

Математика тесно связана с визуально-пространственным интеллектом. Если ребенок развивает пространственное мышление, то лучше понимает геометрию и математику, и наоборот.

Лучше дать представления ребенку о геометрии до того, как предмет появится в школе, то есть, до 7 класса. Познакомьте его с плоскими, объемными фигурами, их названиями и особенностями. Можно собирать объемные предметы из нескольких частей, рисовать их. После этих тренировок способности производить сложение и вычитание улучшаются.

Вот еще несколько упражнений:

  1. Представление.   

Задача – представлять любые предметы в уме. Линии, круги и другие фигуры, а  также их движение, пересечение. Проще всего начать с линий, а затем переносить все на бумагу.

2. Оригами. 

В интернете вы найдете множество схем для оригами разных уровней сложности. Животные, растения, геометрические фигуры – все это можно собрать из бумаги. Постепенно усложняйте задачу – сначала научите ребенка собирать по инструкции, затем только подглядывая в инструкцию и полностью самостоятельно.

3. Схемы, графики и диаграммы.                                                                                                                 

Они помогают наглядно увидеть числа. Школьников можно знакомить с таблицами, графиками в MS Excel.

Творчество 

       • Творчество – неотъемлемый способ развития пространственного мышления у детей. Например, рисование обогащает личность ребенка, и развивает  воображение, память, мышление восприятие, представления и мышление. В процессе создания рисунка ребенок изучает пропорции и перспективу, выстраивать композицию. Он учится ориентироваться в реальном и воображаемом пространстве. 

       • Лепка – вид изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции. Лепка из глины, пластилина или теста развивает умения ориентации в пространстве, усваивать математические представления. Также ребенок учится проектировать объемные фигуры, работает с пропорциями. Преимущество перед рисованием заключается в том, при лепке сопоставление частей предметов, определение размеров и формы происходит непосредственно руками, а не зрительным путем. Благодаря лепке ребенок может буквально моделировать мир и представление о нем в пространстве. Доступные техники настолько разнообразны, то этим видом творчества могут заниматься дети практически любых возрастов. 

       • Аппликация также способствует развитию пространственного мышления. Этот вид изобразительного искусства основан на вырезании, наложении и закреплении форм на фоне. Аппликация бывает предметной, сюжетной и декоративной, включающей использование разных орнаментов, узоров для украшения. Материалами для создания художественной работы могут служить бумага, картон, природные компоненты (веточки, цветы, листья), ткани. 

К новому виду искусства, которое объединяет в себе рисование и скульптуру, лепку можно отнести рисование 3D-ручкой. 

Танцы, как вид творчества, также можно успешно применять. Во время разучивания хореографии дети запоминают свое положение в пространстве относительно других танцоров, зрителей, педагога, а также других ориентиров – декораций, выхода. Развитию пространственного мышления способствуют изменение своего места в танцевальном рисунке,  исполнение комбинаций в разных залах во время соревнований.

Конструирование 

Конструирование тесно связано с интеллектуальным развитием ребенка, в том числе с пространственным мышлением. Это процесс, схожий с изобразительным искусством и игрой, и включает в себя создание поделок из строительных материалов, пластика, картона, дерева, бумаги и других материалов. 

В магазинах можно найти множество конструктов на любой вкус – здания, машины, корабли, вертолеты и самолеты, люди, целые города и сюжеты из любимых фильмов, игр и мультфильмов. Конечно, нельзя не упомянуть Lego. Это бесконечные возможности для творчества, а играть с этим конструктором можно уже с 1,5-2 лет. Для маленьких детей конструкторы содержат крупные детали в небольшом количестве. Для старшего возраста наборы более детализированные. 

Для конструирования с 3-4 лет можно использовать природные материалы такие, как песок, воду снег. Замки, куличики и башни из песка, ледовые фигуры и снеговики – это тоже часть конструирования! Идеи для построек ограничиваются только воображением. 

Поговорим про искусство оригами. Благодаря оригами можно научиться не только изготавливать плоские и объемные фигурки из бумаги, но и учиться ориентироваться в пространстве по текстовому описанию. Самый легкий способ увлечь ребенка оригами – начать собирать вместе с ним, проговаривать каждое действие словами и показывать на схеме. Затем можно усложнить задачу и использовать только схему с рисунками, затем научить читать словесные инструкции. Этот навык поможет ему в изучении физики и геометрии, будет развивать воображение.

Настольные игры

Большинство настольных игр влияют на развитие пространственно-визуального интеллекта. Игровое поле одновременно выполняет роль территории и карты. Преимущество таких игр заключается в возможности проводить физические манипуляции с предметами – кидать кубики, передвигать фигурки, брать карточки в руки. По мнению психологов визуальный образ в совокупности с физическим быстрее развивает пространственное мышление.

В любой настольной игре присутствует соревновательный момент, который значительно повышает мотивацию и вовлекает в процесс. 

В шахматах игроки запоминают ходы фигур, их расположение. Необходимо научиться анализировать ситуацию, думать на несколько шагов вперед, то есть, мысленно представлять передвижение фигур, своих и соперника.

Какие игры подойдут для развития пространственного мышления:

      1. Колонизаторы (10+, 4-5 класс). Цель игроков получить влияние на острове Катан, строить города, поселения и дороги.

      2. Каркассон (8+, 2-3 класс). Игроки становятся правителем средневековой провинции Франции. Цель – развивать свою территорию: прокладывать дороги, строить замки, править подданными.

      3. Убонго (от 7 до 12 лет, 12+, с 1 класс). Суть игры заключается в решении головоломок наперегонки. Побеждает тот, кто соберет больше всего драгоценных камней одного цвета.

      4. Экивоки (10+, 4-5 класс). Необходимо дойти до финиша, передвигая фигурки по игровому полю. Скорость передвижения зависит от сложности задания, которое игроку удалось выполнить. Все задания связаны с угадываем и показываем слов, фраз – произнести наоборот, слепить из пластилина, заменить слова на антонимы и так далее.

      5. Запретный лес (8+, 2-3 класс). Игра, где необходимо действовать быстро и в команде. Остров, на котором оказались игроки, относится к древней цивилизации, а еще он стремительно уходит под воду!

Также обратите внимание на такие игры, как “Монополия”, “Манчкин”, “Дженга”, “Цитадели”, “Токайдо”, “Саграда”, “Робинзон Крузо”, “Пандемия”, “Доминион”, “Билет на поезд” и другие.

Игр существует невероятное количество, и с первого раза может быть сложно определиться, что понравится больше. Почитайте отзывы, посмотрите обзоры, также в магазинах консультанты с удовольствием подберут вам игру на любой сюжет, возраст и вкус. 

Компьютерные игры

Вопреки распространенному мнению, многие компьютерные игры развивают когнитивные навыки. Также у игроков улучшаются пространственные способности. Во многих играх существует карта местности, в которой нужно научиться ориентироваться, соотносить плоскую карту с окружающим миром, искать тайники, людей, предметы, открывать новые территории.

Вот несколько игр с “открытым миром” (игрок свободно перемещается по миру и выполняет задания), которые подойдут для детей: Lego, Star Stable, Alba: Worldlife Adventure, Minecraft, Bugsnax, Ben 10, Amazing World и другие.

Визуально-пространственный интеллект развивают головоломки. Также они развивают усидчивость, воображение, наблюдательность, память и внимание. Рассмотрим несколько компьютерных игр-головоломок:

      1. «Тетрис» – самая простая и одновременно сложная игра, в которую играл почти каждый.

      2. Cut the Rope – игра, суть которой заключается в том, чтобы накормить леденцами питомца, похожего на лягушонка. Чтобы это сделать, необходимо на каждом уровне обрезать веревки, собирать звезды и бонусы. По мере усложнения придется попопеть!

      3. Crayon Physics Deluxe – двумерный мир, нарисованный цветными карандашами. Игроку предстоит собирать звездочки и решать головоломки, рисуя виртуальным цветным карандашом.

      4. Monument Valley. Она переворачивает с ног на голову представления о пространстве. Чтобы дойти до конца, придется использовать оптические иллюзии, несуществующие фигуры и искажения перспективы.

Нельзя не упомянуть компьютерные игры по сюжетам любимых мультфильмов. Ребенок может почувствовать себя героев «Суперсемейки», «Рататуя», «Истории игрушек», «Тачек», «В поисках Немо», «Шрек» и другие. 

Приключения на местности

В пункте про картографию мы говорили, что с 5-6 лет ребёнку можно предложить нарисовать собственную карту комнаты или квартиры и придумать историю, сюжет для игры. Это настоящее приключение в реальности. В этом разделе поговорим еще о нескольких способах взаимодействовать с пространством на практике.

Со школьниками 1-2 классов можно проводить городские квесты, ходить в походы. Прелесть этих занятий в том, что сюжет квеста можно придумать самостоятельно, а поход может начинаться с пары часов, проведенных на улице в ближайшем парке.

Со 2-3 класса, то есть, с 8-9 лет, познакомьте ребенка со спортивным ориентированием. Цель соревнований заключается в поиске контрольных точек за минимальное время на заранее установленной дистанции. Во время этого занятия он научится читать карту, пользоваться компасом. Постепенно ребенок будет спокойнее чувствовать себя в незнакомых местах, так как сможет быстро находить ориентиры и строить маршрут.

Для дошкольников и учеников младших классов можно устроить охоту за сокровищами. Для этого достаточно спрятать подарок в квартире и в разных местах разложить записки с заданиями, подсказками. Обязательно добавляйте слова-направления: слева, справа, внизу, вверху, вокруг, снаружи, внутри и другие. Так вы совместите обучение и увлекательную игру.

Дополнить приключение поможет карта, которую ребенок может нарисовать сам и отмечать места с найденными подсказками. 

Прелесть игры в том, что начинать можно с квартиры, а потом расширить масштаб до двора, парка. Если есть возможность привлечь квадрокоптер или дрон, то игра расширится до нескольких километров. Это подходит для детей более старших классов. Почему полезно играть с дроном? Это управление объектом, который летает и меняет направление, что является тренировкой визуально-пространственного интеллекта.

Начинайте развивать пространственное мышление у ребенка с детства, так как фаза интеллектуального развития и становление разных видов мышления приходится как раз дошкольный и младший школьный возраст. В этот период обучение происходит быстрее и эффективнее.

Каких принципов стоит придерживаться, чтобы гармонично развить визуально-пространственный интеллект

      1. Постепенно усложняйте задания. Выбирайте задания, с которыми ребенок точно справится в своем возрасте. Сейчас в интернете, книжных магазинах огромный выбор развивающих заданий на любой возраст. Если ребенок не будет справляться, мотивация заниматься пропадет.

      2. Обеспечьте комфортный темп занятий. Важно вводить развивающие занятия мягко и без давления. Если ребенок сейчас не хочет, попробуйте позже или смените игру. Необходимо заинтересовать его, и тогда удастся получить максимум пользы и удовольствия.

      3. Не торопитесь. Не слушайте никого, кто будет предлагать ускорить темп или дать задания на уровень сложнее. Каждый развивается в своем режиме.

      4. Используйте только игровую форму. Игровая деятельность является ведущей для детей до 6-7 лет. К тому же, это интереснее, чем скучные занятия. Во время игры обучение пойдет  гораздо легче.

Один из основных факторов успеха – поощрять любознательность и любопытство ребенка, ведь он – прирожденный изобретатель и исследователь, а в занятиях на развитие пространственное мышление эти роли проявляются очень сильно. Играйте вместе с ребенком, показывайте ему пример, ведь дети копируют поведение родителей. Если вы покажете, что это интересно – результат не заставит себя ждать. Успешное обучение по любым дисциплинам в школе, вузе зависит от уровня развития пространственного мышления.

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2024-2025”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Отправить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Напишите свой отзыв

Реальные отзывы клиентов

Ниже вы можете прочитать реальные отзывы тех, кто уже прошел обучение у Шамиля Ахмадуллина. Эти отзывы помогают получить более полное представление о его работе и результатах, которых удалось достичь детям и их родителям.

О нас говорят

Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail

Часто задаваемые вопросы

Шамиль Тагирович на данный момент не проводит личные консультации отдельно от курсов. Но вы можете получить профессиональную помощь от сотрудников Детского Центра.
Чтобы записаться на консультацию, отправьте нам заявку по ссылке: https://lesson.shamilahmadullin.com/cms/system/contact.



В соцсетях и на наших бесплатных вебинарах вы можете узнать, как помочь ребенку:

– стать самостоятельнее;
– привить мотивацию учиться;
– развить важные когнитивные навыки (внимание, память, мышление);
– улучшить общеучебные навыки (чтение, письмо, счет);
– повысить успеваемость в школе (чтобы учиться легко и на хорошие оценки);
– стать ответственнее и дисциплинированнее;
– «прокачать» мягкие навыки, такие, например, как навык эффективной коммуникации, креативность и т.д.



Да, мы проводим бесплатные онлайн-мероприятия для родителей.
Ведь информация должна быть доступной вне зависимости от материального и географического положения родителя.
Записаться на встречи можно в разделе “Бесплатно” данного сайта.

Если у ребенка есть диагноз или особенности здоровья, занятия будут полезны, но прогресс в обучении может достигаться медленнее. Это зависит от тяжести заболевания и того, какие навыки у ребенка уже есть.

Вы можете купить книги на маркетплейсах OZON и Wildberries. На нашем сайте в разделе “Книги” вы найдете материалы, которые подойдут именно вашему ребенку в зависимости от возраста и проблематики.

На данный момент обучение есть только в онлайн формате.

Рекомендуем к прочтению

Как научить ребенка определять род существительных

Как научить ребенка определять род существительных Русский от всех других языков отличается тем, что существительные в нем ...

11.04.2025 Читать
Как научить ребенка разбирать сложные предложения

Как научить ребенка разбирать сложные предложения Задания по синтаксическому разбору сложных предложений дети обычно ...

11.04.2025 Читать
Как найти главную мысль в тексте

Как найти главную мысль в тексте Чтение — основной навык, который позволяет детям осваивать новые знания и успешно учиться. ...

11.04.2025 Читать