08.02.2024

Способы развить пространственное мышление

Поделиться статьей:

Пространственное мышление — это способность создавать образы, представлять предметы разных форм и размеров, распределять их в пространстве, мысленно ориентироваться в их расположении.

Развивать пространственное мышление нужно всем, так как оно не ограничивается только ориентированием на местности. У детей этот тип мышления задействуется при запоминании дороги до детского сада, школы, друзей, игре с конструкторами, рисовании, занятиях спортом, на уроках географии геометрии и так далее. Если ребенок испытывает трудности с задачами, скорее всего, это потому что он не может представить мысленно эту фигуру, а не из-за незнания теории.

Во взрослой жизни навыки пространственного мышления необходимы при вождении автомобиля, парковке, чтении карт и любых схем, ремонте квартиры, спорте, фото- и видеосъемке, то есть, во многих бытовых ситуациях. Кроме того, в таких сферах, как дизайн, архитектура, инженерия, физика, 3D-моделирование, строительство, медицина, невозможно стать профессионалом без развитого визуально-пространственного интеллекта.

В школе дети активно используют навыки пространственного мышления преимущественно на геометрии и географии, тогда как черчение и ИЗО во многих регионах исключили из обязательной программы. Поэтому нельзя сказать, что развитию этого типа интеллекта уделяется достаточно внимания. Есть множество интересных и увлекательных способов, которые помогут восполнить этот недостаток. О них и пойдет речь ниже.

Диагностика

Есть несколько методик, которые помогут определить уровень развития пространственного мышления.

Например, тест С. Ванденберга и А.Р. Кузе, который адаптировала для детей Елена Троцкая. Чтобы выполнить это задание нужно выбрать развертку (фигуру в разобранном виде), которая соответствует объемной фигуре. Чтобы это получилось, необходимо «собрать» каждую схему и развернуть так, чтобы она совпала с образцом. Пример такого задания изображен на рисунке 1.

Еще применяют фигуры Рея-Тейлора и Рея-Остеррица. Часто их используют для тестирования перед зачислением в 1-ый класс.

Чтобы выполнить задание, нужно скопировать фигуру, не переворачивая лист с образцом. Искажение пропорций, отзеркаливание деталей — нормально. Если ребенок не может воспроизвести весь образец, то есть вероятность, что есть нарушения в работе функций мышления.

Методика «Черные и белые квадраты» финского психолога М. Саарелы. Задание состоит в том, чтобы ребенок повторил узор, используя черные квадраты и панель с белыми клетками.

Развитие пространственного мышления для малышей

Пространственное мышление формируется с первых месяцев жизни. В 4-5 месяцев малыш может на самом начальном уровне ориентироваться в пространстве и мысленно вращать предметы, понимает границы тела и отличает свое от чужого. Уже с этого момента важно начать развивать эти навыки.

Для младенцев в этом помогут игры-потешки про части тела. Со временем малыш научится различать свои ручки, ножки, щечки. Рекомендуют также сопровождать эту игру прикосновениями, легким массажем.

Примеры стишков:

Щёчки, щёчки, щёчки,

Ямочки, комочки;

Целый день до ночки

Улыбайтесь щёчки!

Крохотули-крохотули, щечки-яблочки надули,

Кулачками машем, хоть лежим, а пляшем!

Можно найти множество других вариантов стишков про все части тела.

В период до 1 года важно дать ребенку больше опыта обращения с объектами разной формы, размера, плотности и текстуры. Для этого подойдет игра сортер — коробочка с отверстиями разной формы, к которым нужно подобрать подходящие предметы. Постепенно с развитием наглядно-образного мышления ребенок без ошибок научится сопоставлять отверстия и фигуры.

После года и до трех лет для развития визуально-пространственных навыков лучше всего подойдут рисунки по точкам, складывание фигур из счетных палочек. Также игры с пирамидками, кубиками, пирамидками, лепка хорошо развивают способность ориентироваться  в пространстве.

У ребенка активно развивается речь, и уже в этом возрасте он может научиться различать и запомнить названия:

       • фигур (квадрат, круг)

       • форм (угловатый, круглый)

       • размеров (большой, маленький)

       • слов-направлений (влево, назад, вперед, снаружи).

Для детей старше 3 лет есть много других способов развивать пространственное мышление. Рассмотрим некоторые из них.

Пазлы и мозаики

Пазлы — настоящая находка для всестороннего развития ребенка. Сборка мозаики повышает усидчивость, внимательность, терпение и ориентированность на результат. Кроме того, это влияет на развитие воображения, восприятие целого, мелкой моторики, наглядно-образного мышления и координации движений. Конечно, и навыки пространственного мышления, ведь без них невозможно найти единственное место для каждого кусочка в целой картинке.

Для самых маленьких есть пазлы на 4, 6 кусочков. Картинка должна быть простой, в идеале с одним предметом. По мере взросления необходимо усложнять задачу и картинку, давать ребенку пробовать собирать мозаики на большее количество деталей — до нескольких сотен и тысяч. Уже с 5 класса ребенок может собирать картинки из 1000 и больше деталей!

После каждой мозаики обязательно похвалите ребенка и обсудите результат, можно придумать историю или сказку по мотивам изображения.

Сейчас в магазинах можно найти не только классические пазлы с кусочками прямоугольной и квадратной формы, но трехмерные (3D-пазлы), «мягкие» и компьютерные пазлы, танграмы. Также распространены мозаики треугольными, круглыми, овальными элементами и другими формами.

Картография

Карта, глобус — это целый мир в миниатюре, помещенный на плоскость. Из карт можно получить информацию о расстояниях, направлениях, познакомиться с континентами, странами и городами, океанами, реками. Благодаря картам ребенок знакомиться с новыми понятиями, получает знания об окружающем мире. Если заинтересовать человека картами с детства, то он никогда и нигде не заблудится, будет легко ориентироваться на местности.

Сделать это очень просто — повесьте подробную карту региона, страны или мира в комнате ребенка. Есть специальные детские карты, с информацией о растительном и животном мире. Перед сном можно вместе с ним разглядывать карту, рассказывать о животных и ареалах их обитания. Это поможет узнавать что-то новое каждый день в увлекательной форме.

С 5-6 лет предложите ребенку нарисовать карту самостоятельно. Например, своей комнаты, квартиры или двора. Превратите это в игру и устройте поиски сокровища. Так ребенок изучит расположение объектов относительно друг друга и расстояния.

Эта практика поможет ребенку в 5 классе, когда начнется география и работать контурными картами.

Математика

Математика тесно связана с визуально-пространственным интеллектом. Если ребенок развивает пространственное мышление, то лучше понимает геометрию и математику, и наоборот.

Лучше дать представления ребенку о геометрии до того, как предмет появится в школе, то есть, до 7 класса. Познакомьте его с плоскими, объемными фигурами, их названиями и особенностями. Можно собирать объемные предметы из нескольких частей, рисовать их. После этих тренировок способности производить сложение и вычитание улучшаются.

Вот еще несколько упражнений:

  1. Представление.   

Задача — представлять любые предметы в уме. Линии, круги и другие фигуры, а  также их движение, пересечение. Проще всего начать с линий, а затем переносить все на бумагу.

2. Оригами. 

В интернете вы найдете множество схем для оригами разных уровней сложности. Животные, растения, геометрические фигуры — все это можно собрать из бумаги. Постепенно усложняйте задачу — сначала научите ребенка собирать по инструкции, затем только подглядывая в инструкцию и полностью самостоятельно.

3. Схемы, графики и диаграммы.                                                                                                                 

Они помогают наглядно увидеть числа. Школьников можно знакомить с таблицами, графиками в MS Excel.

Творчество 

       • Творчество – неотъемлемый способ развития пространственного мышления у детей. Например, рисование обогащает личность ребенка, и развивает  воображение, память, мышление восприятие, представления и мышление. В процессе создания рисунка ребенок изучает пропорции и перспективу, выстраивать композицию. Он учится ориентироваться в реальном и воображаемом пространстве. 

       • Лепка – вид изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции. Лепка из глины, пластилина или теста развивает умения ориентации в пространстве, усваивать математические представления. Также ребенок учится проектировать объемные фигуры, работает с пропорциями. Преимущество перед рисованием заключается в том, при лепке сопоставление частей предметов, определение размеров и формы происходит непосредственно руками, а не зрительным путем. Благодаря лепке ребенок может буквально моделировать мир и представление о нем в пространстве. Доступные техники настолько разнообразны, то этим видом творчества могут заниматься дети практически любых возрастов. 

       • Аппликация также способствует развитию пространственного мышления. Этот вид изобразительного искусства основан на вырезании, наложении и закреплении форм на фоне. Аппликация бывает предметной, сюжетной и декоративной, включающей использование разных орнаментов, узоров для украшения. Материалами для создания художественной работы могут служить бумага, картон, природные компоненты (веточки, цветы, листья), ткани. 

К новому виду искусства, которое объединяет в себе рисование и скульптуру, лепку можно отнести рисование 3D-ручкой. 

Танцы, как вид творчества, также можно успешно применять. Во время разучивания хореографии дети запоминают свое положение в пространстве относительно других танцоров, зрителей, педагога, а также других ориентиров – декораций, выхода. Развитию пространственного мышления способствуют изменение своего места в танцевальном рисунке,  исполнение комбинаций в разных залах во время соревнований.

Конструирование 

Конструирование тесно связано с интеллектуальным развитием ребенка, в том числе с пространственным мышлением. Это процесс, схожий с изобразительным искусством и игрой, и включает в себя создание поделок из строительных материалов, пластика, картона, дерева, бумаги и других материалов. 

В магазинах можно найти множество конструктов на любой вкус – здания, машины, корабли, вертолеты и самолеты, люди, целые города и сюжеты из любимых фильмов, игр и мультфильмов. Конечно, нельзя не упомянуть Lego. Это бесконечные возможности для творчества, а играть с этим конструктором можно уже с 1,5-2 лет. Для маленьких детей конструкторы содержат крупные детали в небольшом количестве. Для старшего возраста наборы более детализированные. 

Для конструирования с 3-4 лет можно использовать природные материалы такие, как песок, воду снег. Замки, куличики и башни из песка, ледовые фигуры и снеговики – это тоже часть конструирования! Идеи для построек ограничиваются только воображением. 

Поговорим про искусство оригами. Благодаря оригами можно научиться не только изготавливать плоские и объемные фигурки из бумаги, но и учиться ориентироваться в пространстве по текстовому описанию. Самый легкий способ увлечь ребенка оригами – начать собирать вместе с ним, проговаривать каждое действие словами и показывать на схеме. Затем можно усложнить задачу и использовать только схему с рисунками, затем научить читать словесные инструкции. Этот навык поможет ему в изучении физики и геометрии, будет развивать воображение.

Настольные игры

Большинство настольных игр влияют на развитие пространственно-визуального интеллекта. Игровое поле одновременно выполняет роль территории и карты. Преимущество таких игр заключается в возможности проводить физические манипуляции с предметами — кидать кубики, передвигать фигурки, брать карточки в руки. По мнению психологов визуальный образ в совокупности с физическим быстрее развивает пространственное мышление.

В любой настольной игре присутствует соревновательный момент, который значительно повышает мотивацию и вовлекает в процесс. 

В шахматах игроки запоминают ходы фигур, их расположение. Необходимо научиться анализировать ситуацию, думать на несколько шагов вперед, то есть, мысленно представлять передвижение фигур, своих и соперника.

Какие игры подойдут для развития пространственного мышления:

      1. Колонизаторы (10+, 4-5 класс). Цель игроков получить влияние на острове Катан, строить города, поселения и дороги.

      2. Каркассон (8+, 2-3 класс). Игроки становятся правителем средневековой провинции Франции. Цель — развивать свою территорию: прокладывать дороги, строить замки, править подданными.

      3. Убонго (от 7 до 12 лет, 12+, с 1 класс). Суть игры заключается в решении головоломок наперегонки. Побеждает тот, кто соберет больше всего драгоценных камней одного цвета.

      4. Экивоки (10+, 4-5 класс). Необходимо дойти до финиша, передвигая фигурки по игровому полю. Скорость передвижения зависит от сложности задания, которое игроку удалось выполнить. Все задания связаны с угадываем и показываем слов, фраз — произнести наоборот, слепить из пластилина, заменить слова на антонимы и так далее.

      5. Запретный лес (8+, 2-3 класс). Игра, где необходимо действовать быстро и в команде. Остров, на котором оказались игроки, относится к древней цивилизации, а еще он стремительно уходит под воду!

Также обратите внимание на такие игры, как “Монополия”, “Манчкин”, “Дженга”, “Цитадели”, “Токайдо”, “Саграда”, “Робинзон Крузо”, “Пандемия”, “Доминион”, “Билет на поезд” и другие.

Игр существует невероятное количество, и с первого раза может быть сложно определиться, что понравится больше. Почитайте отзывы, посмотрите обзоры, также в магазинах консультанты с удовольствием подберут вам игру на любой сюжет, возраст и вкус. 

Компьютерные игры

Вопреки распространенному мнению, многие компьютерные игры развивают когнитивные навыки. Также у игроков улучшаются пространственные способности. Во многих играх существует карта местности, в которой нужно научиться ориентироваться, соотносить плоскую карту с окружающим миром, искать тайники, людей, предметы, открывать новые территории.

Вот несколько игр с “открытым миром” (игрок свободно перемещается по миру и выполняет задания), которые подойдут для детей: Lego, Star Stable, Alba: Worldlife Adventure, Minecraft, Bugsnax, Ben 10, Amazing World и другие.

Визуально-пространственный интеллект развивают головоломки. Также они развивают усидчивость, воображение, наблюдательность, память и внимание. Рассмотрим несколько компьютерных игр-головоломок:

      1. «Тетрис» — самая простая и одновременно сложная игра, в которую играл почти каждый.

      2. Cut the Rope — игра, суть которой заключается в том, чтобы накормить леденцами питомца, похожего на лягушонка. Чтобы это сделать, необходимо на каждом уровне обрезать веревки, собирать звезды и бонусы. По мере усложнения придется попопеть!

      3. Crayon Physics Deluxe — двумерный мир, нарисованный цветными карандашами. Игроку предстоит собирать звездочки и решать головоломки, рисуя виртуальным цветным карандашом.

      4. Monument Valley. Она переворачивает с ног на голову представления о пространстве. Чтобы дойти до конца, придется использовать оптические иллюзии, несуществующие фигуры и искажения перспективы.

Нельзя не упомянуть компьютерные игры по сюжетам любимых мультфильмов. Ребенок может почувствовать себя героев «Суперсемейки», «Рататуя», «Истории игрушек», «Тачек», «В поисках Немо», «Шрек» и другие. 

Приключения на местности

В пункте про картографию мы говорили, что с 5-6 лет ребёнку можно предложить нарисовать собственную карту комнаты или квартиры и придумать историю, сюжет для игры. Это настоящее приключение в реальности. В этом разделе поговорим еще о нескольких способах взаимодействовать с пространством на практике.

Со школьниками 1-2 классов можно проводить городские квесты, ходить в походы. Прелесть этих занятий в том, что сюжет квеста можно придумать самостоятельно, а поход может начинаться с пары часов, проведенных на улице в ближайшем парке.

Со 2-3 класса, то есть, с 8-9 лет, познакомьте ребенка со спортивным ориентированием. Цель соревнований заключается в поиске контрольных точек за минимальное время на заранее установленной дистанции. Во время этого занятия он научится читать карту, пользоваться компасом. Постепенно ребенок будет спокойнее чувствовать себя в незнакомых местах, так как сможет быстро находить ориентиры и строить маршрут.

Для дошкольников и учеников младших классов можно устроить охоту за сокровищами. Для этого достаточно спрятать подарок в квартире и в разных местах разложить записки с заданиями, подсказками. Обязательно добавляйте слова-направления: слева, справа, внизу, вверху, вокруг, снаружи, внутри и другие. Так вы совместите обучение и увлекательную игру.

Дополнить приключение поможет карта, которую ребенок может нарисовать сам и отмечать места с найденными подсказками. 

Прелесть игры в том, что начинать можно с квартиры, а потом расширить масштаб до двора, парка. Если есть возможность привлечь квадрокоптер или дрон, то игра расширится до нескольких километров. Это подходит для детей более старших классов. Почему полезно играть с дроном? Это управление объектом, который летает и меняет направление, что является тренировкой визуально-пространственного интеллекта.

Начинайте развивать пространственное мышление у ребенка с детства, так как фаза интеллектуального развития и становление разных видов мышления приходится как раз дошкольный и младший школьный возраст. В этот период обучение происходит быстрее и эффективнее.

Каких принципов стоит придерживаться, чтобы гармонично развить визуально-пространственный интеллект:

      1. Постепенно усложняйте задания. Выбирайте задания, с которыми ребенок точно справится в своем возрасте. Сейчас в интернете, книжных магазинах огромный выбор развивающих заданий на любой возраст. Если ребенок не будет справляться, мотивация заниматься пропадет.

      2. Обеспечьте комфортный темп занятий. Важно вводить развивающие занятия мягко и без давления. Если ребенок сейчас не хочет, попробуйте позже или смените игру. Необходимо заинтересовать его, и тогда удастся получить максимум пользы и удовольствия.

      3. Не торопитесь. Не слушайте никого, кто будет предлагать ускорить темп или дать задания на уровень сложнее. Каждый развивается в своем режиме.

      4. Используйте только игровую форму. Игровая деятельность является ведущей для детей до 6-7 лет. К тому же, это интереснее, чем скучные занятия. Во время игры обучение пойдет  гораздо легче.

Один из основных факторов успеха – поощрять любознательность и любопытство ребенка, ведь он – прирожденный изобретатель и исследователь, а в занятиях на развитие пространственное мышление эти роли проявляются очень сильно. Играйте вместе с ребенком, показывайте ему пример, ведь дети копируют поведение родителей. Если вы покажете, что это интересно – результат не заставит себя ждать. Успешное обучение по любым дисциплинам в школе, вузе зависит от уровня развития пространственного мышления.

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2023-2024”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Открытые мероприятия

Онлайн-марафон «Как помочь ребенку учиться на 4 и 5 в учебном 2024 году»

Подробнее

Бесплатный вебинар «7 причин, мешающих ребенку хорошо учитьс»

Подробнее

Рекомендуем к прочтению

Вечерняя школа: что это такое и в каких случаях переводятся в такое учреждение

Люди не всегда своевременно получают общее образование. Однако к этому вопросу можно вернуться в любое время. Например, ...

05.03.2024 Читать

Социализация детей на домашнем обучении

В школьном классе социализация у абсолютного большинства детей происходит практически сама собой. Тем, у кого с этим имеются ...

01.03.2024 Читать

Эвристическое обучение: для кого оно предназначено

Эта технология – разработка доктора педагогических наук Андрея Викторовича Хуторского. Он член нескольких академий: РАО, ...

01.03.2024 Читать