15 важных логопедических упражнений для детей
Когда у ребенка начинает зарождаться речь? Когда он складывает звуки в подобие слов? На самом деле гораздо раньше! Когда ребенок только плачет и слушает то, что говорят окружающие. Постепенно он запоминает звуки, понимает их значение и пытается воспроизвести. Потом уже складывает в простые слова: “ку-ку”, “би-би” и так далее.
И далеко не у всех детей процесс формирования речи проходит гладко. Все больше родителей в России сталкиваются с речевыми нарушениями у детей: у 54% детей встречались подобные проблемы в 2020 году, тогда как в 1980 году только у 24%.
Чтобы ребенок укреплял мышцы, развивал силу и выносливость, он делает зарядку и занимается спортом. Язык, губы и щеки — это тоже мышцы, которым нужны специальные упражнения. Благодаря им можно сделать речь более четкой, ясной и активной.
В этом поможет артикуляционная гимнастика — комплекс логопедических упражнений, направленных на развитие активности и координации движений щек, губ и языка. Гимнастика является отличной профилактикой появления дефектов произношения, помогает скорректировать недостатки речи в случае их возникновения, а также положительно влияет на формирование правильного звукопроизношение.
Если заниматься артикуляционной гимнастикой на постоянной основе, то это не только приведет в норму мышцы щек, губ и языка, но и подготовит артикуляционный аппарат к корректному произношению звуков и поможет быстрее справиться с дефектами. Поэтому важно начинать занятия гимнастикой как можно раньше.
В каком возрасте стоит заниматься развитием речи
Раньше существовало мнение, что заниматься речью дома или с логопедом не стоит раньше 4-5 лет, но нарушения могут возникнуть гораздо раньше. И если провести диагностику, можно их выявить на ранней стадии и решить легче и быстрее, чем в более запущенной стадии.
На самом деле заниматься речью можно практически с любого возраста. Например, если до 1 года малыш не издает звуков, нет гуления, слов из повторяющихся слогов. Если с 1 до 2 лет он только лепечет. Также о нарушениях может свидетельствовать, если с 2 до 3 лет малыш не понимает, о чем вы ему говорите, или наоборот все осознает, но отказывается говорить.
Также к ситуациям, когда стоит обратиться к специалисту, относятся:
• неправильное выговаривание отдельных звуков
• нечеткое и невнятное произношение звуков, смягчение их
• быстрая и смазанная речь
• заикание
• перестановка звуков в словах
• трудности в освоении чтения и большое количество ошибок при письме
• диагностированное нарушение слуха, родовая травма и так далее
Справиться с этими проблемами поможет логопедия — наука о нарушениях речи и способах их исправления.
Польза занятий с логопедом для ребенка
Цель встреч с логопедом состоит не только в правильной постановке произношения звуков. Работа специалиста охватывает разные физиологические и психические аспекты развития ребенка, влияющие на формирование речевых навыков.
Навыки, которые поможет освоить логопед, для развития связной и красивой речи:
• речевая память
• способность воспринимать звуки и воспроизводить их
• умение составлять новые слова и правильно употреблять окончания
• связывать слова в предложения
• составлять тексты из предложений со смыслом и логикой
С каждым ребенком педагог занимается индивидуально. Это дает возможность максимально эффективно и детально проработать задачи в каждом отдельно взятом случае.
Обратиться к логопеду стоит, даже если вы не наблюдаете нарушений у своего ребенка. Специалист подскажет способы развития речи и обратит внимание на трудности в произношении. Также для дошкольника полезно провести логопедическую диагностику, которая поможет избежать трудностей в школе.
Если речь идет о коррекции нарушений, то справиться с этим можно только совместными усилиями родителей и логопеда. Специалист подбирает упражнения в зависимости от проблемы, показывает мамам и папам технику выполнения, выстраивает программу. Для достижения лучшего эффекта необходима система занятий, в том числе дома, когда ребенок наиболее расслаблен, находится в спокойной и комфортной обстановке. Только так можно закрепить и автоматизировать полученные на сеансах навыки.
Примеры логопедических упражнений для домашних занятий
Приступим к практике. Ниже собраны 15 важных логопедических упражнений для детей, которые при регулярных занятиях помогут справиться с речевыми нарушениями.
1. Блинчик
Для чего:
Готовит артикуляционный аппарат к произношению шипящих – “Ч”, “Ш”, “Ж”, “Щ” – и свистящих звуков – “З”, “Зь”, “С”, “Сь”.
Как выполнять:
Попросите ребенка представить, что его язык плоский и широкий как блинчик. Будет легче, если попросить его сказать “пя”, как будто испекшийся блинчик выкладывают на тарелку.
В расслабленном состоянии необходимо положить язык на нижнюю губу, края языка касаются уголков рта.
Удерживать его в таком положении неподвижно в течение 5-10 секунд.
Важно! Следите за тем, чтобы язык был расслабленным и не двигался в течение всего этого времени. Рот может быть чуть-чуть приоткрыт.
2. Иголочка
Для чего:
Подготовка к произношению свистящих звуков – “З”, “Зь”, “С”, “Сь”– и шипящих – “Ц”, “Ч”, “Ш”, “Ж”, “Щ”.
Как выполнять:
Необходимо высунуть язык далеко вперед и напрячь.
Губы немного поджаты и напряжены, не касаются языка.
Держать язык в таком положении и считать до 10.
Важно! Проверьте, что язык не касается губ.
3. Вкусное варенье
Для чего:
Подготовка к произношению звонкого звука “Л”, “Ль”.
Как выполнять:
Необходимо улыбнуться и немного оттянуть нижнюю губу, чтобы были видны нижние зубы.
Попросите ребенка сделать язык в форме “чашечки”.
А теперь вспомним, какое мама или бабушка делают вкусное варенье, и после того, как его поешь, нужно обязательно облизать губы.
Кончик языка плоский и широкий.
Совершать движения не из стороны в сторону, а движениями снизу вверх.
Важно! Губы не зажимают язык.
4. Часики
Для чего:
Подготовка к произношению “Р”, “Рь”, “Л”, “Ль”.
Как выполнять:
Вспомним положение языка “иголочка” — напряженный язык высунуть далеко изо рта.
Необходимо начать двигать языком из стороны в сторону.
Нижняя губа немного оттянута вниз, чтобы не касаться языка.
Повторить 10-15 раз.
Важно! Следите за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась вместе с языком. Язычок должен двигаться в воздухе и не касаться нижней или верхней губы.
5. Качели
Для чего:
Подготовка к произношению “Р”, “Рь”, “Л”, “Ль”, а также шипящих и свистящих звуков.
Как выполнять:
Необходимо улыбнуться, приоткрыть рот и показать зубы.
Затем расслабить язык, положить его в широком положении за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении 3-5 секунд.
Следующее движение – поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны и также задержать на 3-5 секунд.
Качать язычок снизу вверх необходимо 5-6 раз.
Важно! Подбородок и губы неподвижны, двигается только язык.
6. Дятел
Для чего:
Подготовка к произношению “Р”, “Рь”.
Как выполнять:
Необходимо широко улыбнуться, приоткрыть рот и поставить язык на верхние зубы.
Затем начинаем стучать острым кончиком языка по небу за верхними зубами, имитируя стук дятла по дереву “Д”. Произносить звук необходимо четко и часто.
Стучать на выходе в течение 5-7 секунд.
Важно! Язычок должен стучать за верхними зубами, не заваливаясь глубоко в рот.
7. Лошадка
Для чего:
Подготовка к произношению “Р”, “Рь”, “Л”, “Ль”, “Ч”, “Ш”, “Ж”, “Щ”.
Как выполнять:
Необходимо широко улыбнуться и начать цокать кончиком языка наверху, словно лошадка, постепенно ускоряя темп.
Продолжать 5-10 секунд.
Важно! Следите за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
8. Грибок
Для чего:
Подготовка к произношению “Р”, “Рь”.
Как выполнять:
Итоговое положение языка напоминает гриб со шляпкой и уздечкой в виде ножки. Как это добиться:
Необходимо широко улыбнуться и открыть рот.
Затем прижать плоский язык к небу, и язык будет напоминать шляпку гриба, а уздечка — ножку.
Такое положение удерживать 3-5 секунд.
Важно! Язык должен быть плоским и полностью прижат к небу. Если такое положение будет сложным и удерживать его не получится, вернитесь к упражнению “Лошадка”.
9. Гармошка
Для чего:
Подготовка к произношению “Р”, “Рь”.
Как выполнять:
В первую очередь необходимо широко улыбнуться и открыть рот.
Затем поставить язык в такое же положение, как в предыдущим упражнении “Грибок”.
Не убирая язык от неба, необходимо закрывать и открывать рот. Язык должен быть все время прижат.
Важно! Язык должен быть плоским и прижиматься полностью к небу. Следите, чтобы с каждым занятием шире и шире открывал рот и больше контролировал движения.
10. Месим тесто
Для чего:
Подготовка к произношению шипящих – “Ч”, “Ш”, “Ж”, “Щ” – и свистящих звуков – “З”, “Зь”, “С”, “Сь”, а также “Р”, “Рь”.
Как выполнять:
Необходимо расслабить язык и положить его на нижнюю губу.
Дальше начать шлепать губами по языку и произносить: “пя-пя-пя”.
Тесто замесили, пора убирать пирожки в духовку: спрятать язык за зубы и широко улыбнуться.
Время остудить готовые пирожки: снова расслабить язык, положить его на нижнюю губу и начать дуть кончик языка.
Важно! Следите за тем, чтобы язык был плоским и расслабленным в начале и конце упражнения.
11. Чистим зубки
Для чего:
Подготовка к произношению шипящих – “Ч”, “Ш”, “Ж”, “Щ” – и свистящих звуков – “З”, “Зь”, “С”, “Сь”, а также “Р”, “Рь”, “Л”, “Ль”.
Как выполнять:
Необходимо улыбнуться и показать зубы.
Теперь открыть рот и кончиком широкого языка начать водить из стороны в сторону, имитируя движения зубной щетки.
Сначала почистить нижние зубы, потом верхние.
Важно! Следите за языком: он не должен высовываться за зубы, загибаться внутрь.
12. Киска сердится
Для чего:
Постановка звука “С”, “Сь”, укрепление кончика языка.
Как выполнять:
Улыбнуться и открыть рот.
Необходимо поставить кончик языка за нижние зубы, это похоже на положение “горка”.
Затем начать выкатывать широкий язык вперед и убирать его вглубь рта.
Важно! Боковые стороны языка должны быть прижаты к верхним коренным зубам.
13. Кучер
Для чего:
Подготовка к произношению “Р”, “Рь”.
Как выполнять:
Будем воспроизводить всем известный звук.
Сомкнуть губы и сильно подуть через них.
Губы начнут вибрировать, и появится звук “тпру-у-у-у”. Значит, упражнение выполнено правильно.
Есть еще один вариант выполнения.
Положить широкий язык между губами и сильно подуть.
Язык и губы начнут вибрировать.
Важно! Следите, чтобы появлялась вибрация.
14. Индюк
Для чего:
Подготовка к произношению “Р”, “Рь”, “Л”, “Ль”, а также развивает подвижность и подъем мышц рта.
Как выполнять:
Улыбнуться, показать зубы и открыть рот.
Затем, положив язык на верхнюю губу, загнуть передний кончик языка вверх так, чтобы он продолжал упираться в верхнюю губу.
Начать двигать языком вперед и назад, добавить звук “бл-бл-бл”.
Важно! Обратите внимание, что язык остается в широком положении. Ускорять темп выполнения и амплитуду движения лучше постепенно, добавлять звук, когда движения будут отработаны.
15. Ступеньки
Для чего:
Подготовка к произношению “С”, “Сь”.
Как выполнять:
Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на верхнюю губу, как бы обнимая ее. Положение языка будет напоминать чашку.
Первая ступенька – язык находится в таком положении на верхней губе.
Вторая ступенька – язык перемещается в положении чашечки на верхние зубы.
Третья ступенька – язык прижимается к бугоркам за верхними зубами.
Важно! Сохранять язык во время выполнения упражнения в положении чашечки.
Мы разобрали простые упражнения, которые стоит выполнять дома между занятиями со специалистом.
Как ускорить процесс коррекции
Занятия с логопедом – это только часть работы, которую предстоит проделать, чтобы достичь результата. Помимо этого, необходимо регулярно выполнять домашние задания и посещать логопедические уроки, ответственно выполнять все рекомендации специалиста и контролировать речь ребенка в повседневной жизни.
Теперь поделимся рекомендациями для более эффективных занятий артикуляционной гимнастикой в домашних условиях:
• На первых занятиях советуем выполнять упражнения медленно и перед зеркалом
• Как только ребенок будет правильно выполнять движения, зеркало можно убрать
• Количество повторов упражнений от 2 до 10-15 на каждую тренировку
• Повторяйте гимнастический комплекс несколько раз в день
Если вдруг у ребенка не получается выполнять движение, он не понимает механику, покажите ему пример или помогите поставить рот и язык в правильное положение ложкой, шпателем, чистым пальцем .
Нормально, если сначала движения скованные, неловкие и напряженные. После регулярных ежедневных занятий движения станут более непринужденными, легкими и при этом свободными. Появится четкость.
Принципы организации домашних занятий
Как максимально комфортно организовать домашние занятия? Помните, что ребенок будет усваивать новую информацию и делать упражнения без сопротивления, если ему станет это интересно. Поэтому не превращайте занятия в скучный обучающий процесс. Придерживайтесь некоторых принципов, и ребенок будет выполнять все с удовольствием. Так вы увидите результат гораздо быстрее.
1. Превратите занятия в игру
2. Выполняйте упражнения вместе с ребенком, четко объясняйте смысл упражнения
3. Начинайте ежедневные занятия с 5-6 минут в день, постепенно доведите их до 20-25 минут. Для удобство можно разделять занятие на кусочки, так как ребенку сложно концентрироваться долгое время на одной задаче
4. Встраивайте упражнения в режим дня так, чтобы оставалось время и на отдых, и на игры
5. Начинайте заниматься, когда ребенок отдохнул, сыт и спокоен
6. Чаще говорите об успехах — это мотивирует продолжать
7. Не заставляйте заниматься ребенка только за столом: некоторые упражнения можно делать в кровати, другие — во время прогулки, купания или на ковре
Самое главное в коррекции любых нарушений речи — вовремя заметить проблему и начать разбираться в ее происхождении, работать со специалистом, а не ждать, что она решится сама собой. Безобидные, на первый взгляд, особенности, вроде легкой картавости и часто встречающегося проглатывания “Л”, могут помешать успешной социализации ребенка в школе, способствовать проблемам в учебе и стать причиной комплексов. Поэтому так важно оперативно обратиться к логопеду и помогать ребенку в домашних занятиях.
5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2023-2024”
Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.
Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:
- отложить гаджеты;
- без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
- учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Теги статьи
Понравилась статья? Поделитесь ей!
Основные темы
Рекомендуем к прочтению
Как научить ребёнка пересказывать текст: простые и эффективные техники
Научить детей пересказывать прочитанное — это важный навык, который способствует развитию речевых, аналитических и ...
Почему дети не любят читать и что делать?
Несмотря на тотальное распространение современных технологий и повышение популярности видео, книга остаётся основным ...
Как научить ребёнка считать в уме?
Развитие навыков устного счёта у детей играет важную роль в их интеллектуальном развитии и закладывает прочный фундамент для ...