Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

12.02.2024

15 важных логопедических упражнений для детей

Поделиться статьей:

14 минут чтения

1275 просмотров
Фото аватара

Редакция Детского Центра

15 логопедических упражнений для детей: развитие четкой и правильной речи

Когда у ребенка начинает зарождаться речь? Когда он складывает звуки в подобие слов? На самом деле гораздо раньше! Когда ребенок только плачет и слушает то, что говорят окружающие. Постепенно он запоминает звуки, понимает их значение и пытается воспроизвести. Потом уже складывает в простые слова: “ку-ку”, “би-би” и так далее.

[xyz-ihs snippet=”3″]

И далеко не у всех детей процесс формирования речи проходит гладко. Все больше родителей в России сталкиваются с речевыми нарушениями у детей: у 54% детей встречались подобные проблемы в 2020 году, тогда как в 1980 году только у 24%.

Чтобы ребенок укреплял мышцы, развивал силу и выносливость, он делает зарядку и занимается спортом. Язык, губы и щеки – это тоже мышцы, которым нужны специальные упражнения. Благодаря им можно сделать речь более четкой, ясной и активной.

В этом поможет артикуляционная гимнастика – комплекс логопедических упражнений, направленных на развитие активности и координации движений щек, губ и языка. Гимнастика является отличной профилактикой появления дефектов произношения, помогает скорректировать недостатки речи в случае их возникновения, а также положительно влияет на формирование правильного звукопроизношение.

Нейрогимнастика онлайн

Если заниматься артикуляционной гимнастикой на постоянной основе, то это не только приведет в норму мышцы щек, губ и языка, но и подготовит артикуляционный аппарат к корректному произношению звуков и поможет быстрее справиться с дефектами. Поэтому важно начинать занятия гимнастикой как можно раньше.

 

В каком возрасте стоит заниматься развитием речи

Раньше существовало мнение, что заниматься речью дома или с логопедом не стоит раньше 4-5 лет, но нарушения могут возникнуть гораздо раньше. И если провести диагностику, можно их выявить на ранней стадии и решить легче и быстрее, чем в более запущенной стадии.

На самом деле заниматься речью можно практически с любого возраста. Например, если до 1 года малыш не издает звуков, нет гуления, слов из повторяющихся слогов. Если с 1 до 2 лет он только лепечет. Также о нарушениях может свидетельствовать, если с 2 до 3 лет малыш не понимает, о чем вы ему говорите, или наоборот все осознает, но отказывается говорить.

Также к ситуациям, когда стоит обратиться к специалисту, относятся:

      • неправильное выговаривание отдельных звуков

      • нечеткое и невнятное произношение звуков, смягчение их

      • быстрая и смазанная речь

      • заикание

      • перестановка звуков в словах

      • трудности в освоении чтения и большое количество ошибок при письме

      • диагностированное нарушение слуха, родовая травма и так далее 

Справиться с этими проблемами поможет логопедия – наука о нарушениях речи и способах их исправления.

Польза занятий с логопедом для ребенка

Цель встреч с логопедом состоит не только в правильной постановке произношения звуков. Работа специалиста охватывает разные физиологические и психические аспекты развития ребенка, влияющие на формирование речевых навыков.

Навыки, которые поможет освоить логопед, для развития связной и красивой речи:

      • речевая память

      • способность воспринимать звуки и воспроизводить их

      • умение составлять новые слова и правильно употреблять окончания

      • связывать слова в предложения

      • составлять тексты из предложений со смыслом и логикой

С каждым ребенком педагог занимается индивидуально. Это дает возможность максимально эффективно и детально проработать задачи в каждом отдельно взятом случае.

Обратиться к логопеду стоит, даже если вы не наблюдаете нарушений у своего ребенка. Специалист подскажет способы развития речи и обратит внимание на трудности в произношении. Также для дошкольника полезно провести логопедическую диагностику, которая поможет избежать трудностей в школе.

логопедические-упражнения-для-детей

Если речь идет о коррекции нарушений, то справиться с этим можно только совместными усилиями родителей и логопеда. Специалист подбирает упражнения в зависимости от проблемы, показывает мамам и папам технику выполнения, выстраивает программу. Для достижения лучшего эффекта необходима система занятий, в том числе дома, когда ребенок наиболее расслаблен, находится в спокойной и комфортной обстановке. Только так можно закрепить и автоматизировать полученные на сеансах навыки.

Примеры логопедических упражнений для домашних занятий

Приступим к практике. Ниже собраны 15 важных логопедических упражнений для детей, которые при регулярных занятиях помогут справиться с речевыми нарушениями.

 Блинчик

Для чего:

Готовит артикуляционный аппарат к произношению шипящих – “Ч”, “Ш”, “Ж”, “Щ” – и свистящих звуков – “З”, “Зь”, “С”, “Сь”.

Как выполнять:

Попросите ребенка представить, что его язык плоский и широкий как блинчик. Будет легче, если попросить его сказать “пя”, как будто испекшийся блинчик выкладывают на тарелку.

В расслабленном состоянии необходимо положить язык на нижнюю губу, края языка касаются уголков рта.

Удерживать его в таком положении неподвижно в течение 5-10 секунд.

Важно! Следите за тем, чтобы язык был расслабленным и не двигался в течение всего этого времени. Рот может быть чуть-чуть приоткрыт.

Иголочка

Для чего:

Подготовка к произношению свистящих звуков – “З”, “Зь”, “С”, “Сь”– и шипящих – “Ц”, “Ч”, “Ш”, “Ж”, “Щ”.

Как выполнять:

Необходимо высунуть язык далеко вперед и напрячь.

Губы немного поджаты и напряжены, не касаются языка.

Держать язык в таком положении и считать до 10.

Важно! Проверьте, что язык не касается губ.

логопедические-упражнения-для-детей

 Вкусное варенье

Для чего:

Подготовка к произношению звонкого звука “Л”, “Ль”.

Как выполнять:

Необходимо улыбнуться и немного оттянуть нижнюю губу, чтобы были видны нижние зубы.

Попросите ребенка сделать язык в форме “чашечки”.

А теперь вспомним, какое мама или бабушка делают вкусное варенье, и после того, как его поешь, нужно обязательно облизать губы.

Кончик языка плоский и широкий.

Совершать движения не из стороны в сторону, а движениями снизу вверх.

Важно! Губы не зажимают язык.

 Часики

Для чего:

Подготовка к произношению “Р”, “Рь”, “Л”, “Ль”.

Как выполнять:

Вспомним положение языка “иголочка” – напряженный язык высунуть далеко изо рта.

Необходимо начать двигать языком из стороны в сторону.

Нижняя губа немного оттянута вниз, чтобы не касаться языка.

Повторить 10-15 раз.

Важно! Следите за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась вместе с языком. Язычок должен двигаться в воздухе и не касаться нижней или верхней губы.

 Качели

Для чего:

Подготовка к произношению “Р”, “Рь”, “Л”, “Ль”, а также шипящих и свистящих звуков.

Как выполнять:

Необходимо улыбнуться, приоткрыть рот и показать зубы.

Затем расслабить язык, положить его в широком положении за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении 3-5 секунд.

Следующее движение – поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны и также задержать на 3-5 секунд.

Качать язычок снизу вверх необходимо 5-6 раз.

Важно! Подбородок и губы неподвижны, двигается только язык.

[xyz-ihs snippet=”3″]

Дятел

Для чего:

Подготовка к произношению “Р”, “Рь”.

Как выполнять:

Необходимо широко улыбнуться, приоткрыть рот и поставить язык на верхние зубы.

Затем начинаем стучать острым кончиком языка по небу за верхними зубами, имитируя стук дятла по дереву “Д”. Произносить звук необходимо четко и часто.

Стучать на выходе в течение 5-7 секунд.

Важно! Язычок должен стучать за верхними зубами, не заваливаясь глубоко в рот.

логопедические-упражнения-для-детей

 Лошадка

Для чего:

Подготовка к произношению “Р”, “Рь”, “Л”, “Ль”, “Ч”, “Ш”, “Ж”, “Щ”.

Как выполнять:

Необходимо широко улыбнуться и начать цокать кончиком языка наверху, словно лошадка, постепенно ускоряя темп.

Продолжать 5-10 секунд.

Важно! Следите за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

 Грибок

Для чего:

Подготовка к произношению “Р”, “Рь”.

Как выполнять:

Итоговое положение языка напоминает гриб со шляпкой и уздечкой в виде ножки. Как это добиться:

Необходимо широко улыбнуться и открыть рот.

Затем прижать плоский язык к небу, и язык будет напоминать шляпку гриба, а уздечка – ножку.

Такое положение удерживать 3-5 секунд.

Важно! Язык должен быть плоским и полностью прижат к небу. Если такое положение будет сложным и удерживать его не получится, вернитесь к упражнению “Лошадка”.

Гармошка

Для чего:

Подготовка к произношению “Р”, “Рь”.

Как выполнять:

В первую очередь необходимо широко улыбнуться и открыть рот.

Затем поставить язык в такое же положение, как в предыдущим упражнении “Грибок”.

Не убирая язык от неба, необходимо закрывать и открывать рот. Язык должен быть все время прижат.

Важно! Язык должен быть плоским и прижиматься полностью к небу. Следите, чтобы с каждым занятием шире и шире открывал рот и больше контролировал движения.

логопедические-упражнения-для-детей

Месим тесто

Для чего:

Подготовка к произношению шипящих – “Ч”, “Ш”, “Ж”, “Щ” – и свистящих звуков – “З”, “Зь”, “С”, “Сь”, а также “Р”, “Рь”.

Как выполнять:

Необходимо расслабить язык и положить его на нижнюю губу.

Дальше начать шлепать губами по языку и произносить: “пя-пя-пя”.

Тесто замесили, пора убирать пирожки в духовку: спрятать язык за зубы и широко улыбнуться.

Время остудить готовые пирожки: снова расслабить язык, положить его на нижнюю губу и начать дуть кончик языка.

Важно! Следите за тем, чтобы язык был плоским и расслабленным в начале и конце упражнения.

Чистим зубки

Для чего:

Подготовка к произношению шипящих – “Ч”, “Ш”, “Ж”, “Щ” – и свистящих звуков – “З”, “Зь”, “С”, “Сь”, а также “Р”, “Рь”, “Л”, “Ль”.

Как выполнять:

Необходимо улыбнуться и показать зубы.

Теперь открыть рот и кончиком широкого языка начать водить из стороны в сторону, имитируя движения зубной щетки.

Сначала почистить нижние зубы, потом верхние.

Важно! Следите за языком: он не должен высовываться за зубы, загибаться внутрь.

Киска сердится

Для чего:

Постановка звука “С”, “Сь”, укрепление кончика языка.

Как выполнять:

Улыбнуться и открыть рот.

Необходимо поставить кончик языка за нижние зубы, это похоже на положение “горка”.

Затем начать выкатывать широкий язык вперед и убирать его вглубь рта.

Важно! Боковые стороны языка должны быть прижаты к верхним коренным зубам.

логопедические-упражнения-для-детей

Кучер

Для чего:

Подготовка к произношению “Р”, “Рь”.

Как выполнять:

Будем воспроизводить всем известный звук.

Сомкнуть губы и сильно подуть через них.

Губы начнут вибрировать, и появится звук “тпру-у-у-у”. Значит, упражнение выполнено правильно.

Есть еще один вариант выполнения.

Положить широкий язык между губами и сильно подуть.

Язык и губы начнут вибрировать.

Важно! Следите, чтобы появлялась вибрация.

 Индюк

Для чего:

Подготовка к произношению “Р”, “Рь”, “Л”, “Ль”, а также развивает подвижность и подъем мышц рта.

Как выполнять:

Улыбнуться, показать зубы и открыть рот.

Затем, положив язык на верхнюю губу, загнуть передний кончик языка вверх так, чтобы он продолжал упираться в верхнюю губу.

Начать двигать языком вперед и назад, добавить звук “бл-бл-бл”.

Важно! Обратите внимание, что язык остается в широком положении. Ускорять темп выполнения и амплитуду движения лучше постепенно, добавлять звук, когда движения будут отработаны.

логопедические-упражнения-для-детей

 Ступеньки

Для чего:

Подготовка к произношению “С”, “Сь”.

Как выполнять:

Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на верхнюю губу, как бы обнимая ее. Положение языка будет напоминать чашку.

Первая ступенька – язык находится в таком положении на верхней губе.

Вторая ступенька – язык перемещается в положении чашечки на верхние зубы.

Третья ступенька – язык прижимается к бугоркам за верхними зубами.

Важно! Сохранять язык во время выполнения упражнения в положении чашечки. 

Мы разобрали простые упражнения, которые стоит выполнять дома между занятиями со специалистом.

 

Как ускорить процесс коррекции

Занятия с логопедом – это только часть работы, которую предстоит проделать, чтобы достичь результата. Помимо этого, необходимо регулярно выполнять домашние задания и посещать логопедические уроки, ответственно выполнять все рекомендации специалиста и контролировать речь ребенка в повседневной жизни.

Теперь поделимся рекомендациями для более эффективных занятий артикуляционной гимнастикой в домашних условиях:

      • На первых занятиях советуем выполнять упражнения медленно и перед зеркалом

      • Как только ребенок будет правильно выполнять движения, зеркало можно убрать

      • Количество повторов упражнений от 2 до 10-15 на каждую тренировку

      • Повторяйте гимнастический комплекс несколько раз в день

Если вдруг у ребенка не получается выполнять движение, он не понимает механику, покажите ему пример или помогите поставить рот и язык в правильное положение ложкой, шпателем, чистым пальцем .

Нормально, если сначала движения скованные, неловкие и напряженные. После регулярных ежедневных занятий движения станут более непринужденными, легкими и при этом свободными. Появится четкость.

Принципы организации домашних занятий

Как максимально комфортно организовать домашние занятия? Помните, что ребенок будет усваивать новую информацию и делать упражнения без сопротивления, если ему станет это интересно. Поэтому не превращайте занятия в скучный обучающий процесс. Придерживайтесь некоторых принципов, и ребенок будет выполнять все с удовольствием. Так вы увидите результат гораздо быстрее.

      1. Превратите занятия в игру

      2. Выполняйте упражнения вместе с ребенком, четко объясняйте смысл упражнения

      3. Начинайте ежедневные занятия с 5-6 минут в день, постепенно доведите их до 20-25 минут. Для удобство можно разделять занятие на кусочки, так как ребенку сложно концентрироваться долгое время на одной задаче

      4. Встраивайте упражнения в режим дня так, чтобы оставалось время и на отдых, и на игры

      5. Начинайте заниматься, когда ребенок отдохнул, сыт и спокоен

      6. Чаще говорите об успехах – это мотивирует продолжать

       7. Не заставляйте заниматься ребенка только за столом: некоторые упражнения можно делать в кровати, другие – во время прогулки, купания или на ковре

Самое главное в коррекции любых нарушений речи – вовремя заметить проблему и начать разбираться в ее происхождении, работать со специалистом, а не ждать, что она решится сама собой. Безобидные, на первый взгляд, особенности, вроде легкой картавости и часто встречающегося проглатывания “Л”, могут помешать успешной социализации ребенка в школе, способствовать проблемам в учебе и стать причиной комплексов. Поэтому так важно оперативно обратиться к логопеду и помогать ребенку в домашних занятиях.

 

5 дневный онлайн-марафон
“КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОЛЮБИТЬ УЧИТЬСЯ”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Отправить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Напишите свой отзыв

Реальные отзывы клиентов

Узнайте, что думают те, кто уже прошел обучение у Шамиля Ахмадуллина. Эти отзывы помогают получить более полное представление о его методах и результатах учеников и их родителей.

О нас говорят

Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail

Часто задаваемые вопросы

Шамиль Тагирович на данный момент не проводит личные консультации отдельно от курсов. Но вы можете получить профессиональную помощь от сотрудников Детского Центра.
Чтобы записаться на консультацию и понять, почему именно Ваш ребенок не хочет учиться, оставьте заявку на бесплатную диагностику для родителей школьников 1-8 класса.



В соцсетях и на наших бесплатных вебинарах вы можете узнать, как помочь ребенку:

– стать самостоятельнее;
– привить мотивацию учиться;
– развить важные когнитивные навыки (внимание, память, мышление);
– улучшить общеучебные навыки (чтение, письмо, счет);
– повысить успеваемость в школе (чтобы учиться легко и на хорошие оценки);
– стать ответственнее и дисциплинированнее;
– «прокачать» мягкие навыки, такие, например, как навык эффективной коммуникации, креативность и т.д.



Да, мы проводим бесплатные онлайн-мероприятия для родителей.
Мы считаем, что такая важная информация должна быть доступной как можно большему числу родителей вне зависимости от их материального и географического положения.
Записаться на встречи можно в разделе “Бесплатно” или выбрать подходящее мероприятие в соответствующем блоке на Главной странице сайта.

Если у ребенка есть диагноз или особенности здоровья, занятия будут полезны, но прогресс в обучении может достигаться медленнее. Это зависит от тяжести заболевания и того, какие навыки у ребенка уже есть.

Вы можете купить книги на маркетплейсах OZON и Wildberries. На нашем сайте в разделе “Книги” вы найдете материалы, которые подойдут именно вашему ребенку в зависимости от возраста и проблематики.

На данный момент обучение есть только в онлайн формате. В разделе “Обучающие программы” Вы найдете актуальные курсы и другие онлайн-мероприятия Детского центра Шамиля Ахмадуллина.

Рекомендуем к прочтению

Чем занять ребенка летом: идеи для летних каникул, чтобы отдых был с пользой

Чем занять ребенка летом: ТОП-7 самых полезных вариантов для школьников Лето — долгожданная пора отдыха от школьных забот, ...

30.05.2025 Читать
Прямая речь в русском языке

Прямая речь в русском языке — правила, примеры, упражнения В художественных, новостных и рекламных текстах часто встречается ...

21.05.2025 Читать
Система и методы развития мышления

Как развить мышление Мышление — важнейшая когнитивная функция, от которой зависит способность человека к обучению, принятию ...

18.05.2025 Читать