Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

12.02.2024

Что такое интеллект

Поделиться статьей:

Понятие “интеллекта” мы слышим каждый день, но многие до конца не понимают его значение и роль в жизни человека.

Интеллект — это функция психики, благодаря которой человек может адаптироваться к окружающему миру. Также эта умственная способность выражается в умении решать разные задачи с использованием восприятия, внимания, памяти, воображения, ума, воли и мышления. В зависимости от степени развития познавательных качеств у отдельно взятого человека преобладает определенный вид интеллекта.

Интеллект проявляется в разных видах деятельности: трудовой, исследовательской и учебной, а также в общении и социальной жизни.

По недавним исследованиям, 50% интеллекта зависит от генов. На другие 50% человек может влиять. Главное использовать эти возможности на максимум.

логопедические-упражнения-для-детей

Содержание
  1. Какие бывают виды интеллекта
  2.   По Раймонду Кеттеллу
  3.       1. Кристаллический (кристализованный)
  4.       2. Подвижный
  5. 5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2023-2024”
  6. По Говарду Гарднеру
  7.      Языково-вербальный (лингвистический, речевой)
  8. Логико-математический
  9. Звуко-музыкальный
  10. Телесно-двигательный (кинестетический)
  11. Внутренний (внутриличностный)
  12. Социальный (межличностный)
  13. Уровни интеллектуальной активности
  14. Тест Стэнфорд-Бине
  15. Тест Векслера
  16. Тест Айзенка
  17. Хватит заставлять ребенка учиться!
  18. Прогрессивные матрицы Равена
  19. Школьный тест умственного развития ШТУР
  20. Какие факторы влияют на умственное развитие человека
  21. Генетика
  22.  Питание
  23.  Семья
  24. Школа
  25. Личностные качества ребенка
  26. Личностные качества родителей
  27. Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин
  28. Как повысить уровень интеллекта
Содержание показать

Какие бывают виды интеллекта

Существуют разные подходы к классификации интеллекта.

  По Раймонду Кеттеллу

      1. Кристаллический (кристализованный)

Способность применять все накопленные знания и опыт для решения задач в разных областях. Эту “базу” человек пополняет в течение всей жизни. К примерам относятся рецепты любимых блюд, знание географии, иностранных языков и слов песни, которые вертятся на языке.

      2. Подвижный

Этот тип интеллекта приходит на помощь, когда приходится решать задачи, выходящие за рамки ранее полученного опыта. В таких ситуациях включается логическое, абстрактное мышление, способность к обучению, умение замечать причинно-следственные связи. Благодаря этому виду интеллекта человек может решать нестандартные ситуации. Например, сбор конструктора или пазла, кубика Рубика.

Говоря коротко, в знакомой ситуации подключается кристаллический интеллект, а в ранее не встречавшейся — подвижный.

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2023-2024”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

По Говарду Гарднеру

 Давайте рассмотрим еще одну классификацию интеллекта по Говарду Гарднеру.

Говард Гарднер, американский психолог и профессор Гарвардского университета, в 1983 году выпустил книгу «Frames of  Mind», в которой разделил интеллект на 7 видов, позже он добавил еще один — природный. Каждый человек обладает всеми видами интеллекта, развитыми в разной пропорции. На преобладание того или иного вида влияют обстоятельства, в которых находится ребенок в первые 10 лет жизни.

      Языково-вербальный (лингвистический, речевой)

Люди с развитым речевым интеллектом легко изучают иностранные языки, свободно владеют вербальными и невербальными навыками общения, часто являются “душой” компании, умеют найти подход к кому угодно и могут стать выдающимися ораторами. Развивая способности, человек может преуспеть в юриспруденции, журналистике, политике, писательстве, лингвистике.

Логико-математический

Можно сказать, что люди с развитым логико-математическим интеллектом, на “ты” с цифрами, математическими задачами, вычислительными действиями. Они могут без труда работать с абстрактными понятиями. Больше всего успех будет достигнут в финансах, программировании, медицине и других профессиях, требующих сильных знаний в физике, математике, химии.

Звуко-музыкальный

Отвечает за способность создавать, воспринимать и интерпретировать музыку. Для людей с развитым звуко-музыкальным интеллектом музыка играет важную роль в жизни. Могут быть успешны во всех профессиях, связанных с этим видом искусства — композитор, ди-джей, дирижер, звукорежиссер и другие.

Телесно-двигательный (кинестетический)

 Благодаря этому виду интеллекта человек может совершать сложные двигательные движения, которые требуют физической подготовки. Кинестетический интеллект отвечает за развитие силы, выносливости, гибкости, координации и ориентации в пространстве. Такие люди предрасположены к танцам, спорту, актерской игре, хирургии.

Визуально-пространственный (художественный, изобретательный)

Возможность различать формы, размеры, цвета и расстояния между предметами, трехмерное воображение — это про визуально-пространственный интеллект. Больше всего подходит художественная, инженерная, строительная, архитектурная сферы.

Внутренний (внутриличностный)

Помогает понимать себя, рефлексировать, определять свои эмоции и управлять ими, справляться со стрессом.

Социальный (межличностный)

Этот вид интеллекта определяет общение с людьми, социальную адаптацию — умение вписываться в общество, считывать эмоции и намерения окружающих, убеждать людей. Человек с развитым межличностным интеллектом может стать политиком, учителем, переговорщиком, бизнес-тренером, управленцем.

Уровни интеллектуальной активности

Выделяют три уровня интеллектуальной активности: стимульно-продуктивный, эвристический и креативный.

       • На стимульно-продуктивном, первом, уровне умственная деятельность обусловлена внешними факторами, а также заданными условиями и первым найденным путем решения проблемы. Человек может решать частные задачи без связи их друг с другом.

       • На втором, эвристическом, уровне происходит спонтанная деятельность. Человек исследует явления и может находить новые закономерности между ними.

       • На высшем, креативном, уровне умственной деятельности человек погружается в суть изучаемого явления и в результате может создавать что-то новое и уникальное.

Коэффициент интеллекта: методы определения

IQ, или коэффициент интеллекта, — это степень развития умственной деятельности, или показатель интеллекта человека. Всего 2% населения планеты имеют IQ выше 132.

Этот показатель можно измерить с помощью специальных тестов, которые помогают определить такие факторы, как:

      • «Интеллектуальный» возраст человека, который сравнивают с биологическим.

      • Наличие или отсутствие умственных патологий.

      • Развитие интеллекта по сравнению со среднестатистическим в одной возрастной группе. Психологи различают средний IQ, а также выше и ниже нормы.

Тесты составляются таким образом, чтобы их результаты можно было интерпретировать с помощью балльной системы — шкалы нормального распределения Гаусса.

Средним уровнем считается 100 баллов с отклонением в 15 баллов. Это означает, что у большинства (68%) людей уровень IQ будет находится в диапазоне от 85 до 115 баллов. Примерно у 26% населения уровень интеллекта ниже 85 или выше 115. 

Тест IQ измеряют общий уровень интеллекта и не оценивают креативность, эрудированность, уровень знаний. Они затрагивают вербальные, аналитические, логические, визуально-пространственные аспекты умственных способностей. 

Единого теста для определения уровня IQ не существует. В разные годы были созданы тесты для различных групп людей.

Тест Стэнфорд-Бине

Известный тест для детей. Был разработан в начале 20 века французскими психологами Альфредом Бине и Теодором Симон. Тест был нужен для выявления одаренных детей. Тест содержит вербальные и невербальные задания. Сейчас его применяют в США, Европе, а также в России.

Тест Векслера

Эта серия тестов была предложена в 1939 году американским психологом Дэвидом Векслером. Вначале тест применялся только для взрослых. Потом его адаптировали для детей. Тест нацелен на проверку вербального и логического мышления, визуально-пространственных способностей. Обе шкалы активно применяются на Западе, и в России в рамках обязательных комиссий.

Тест Айзенка

Тест разработал британский психолог Ганс Айзенк. В нем содержатся вербальные и невербальные задания для определения уровня математического мышления, речевой и визуально-пространственный интеллект. Существует несколько десятков вариантов этого теста, поэтому появился «объединенный тест Айзенка» из 40 вопросов, который популярен в России.

 

Хватит заставлять ребенка учиться!

Освойте методику повышения успеваемости, интереса к учебе и самостоятельности за 15 минут в день

Подробнее

Прогрессивные матрицы Равена

Невербальный тест из 60 рисунков-заданий направлен на оценку общего интеллекта, абстрактного мышления, способности к анализу и решению задач.

Школьный тест умственного развития ШТУР

Разработан российскими психологами для школьников 7-9 класса. В нем — 6 частей для оценки общих знаний и эрудиции, умения устанавливать аналогии, логически рассуждать, находить закономерности в числовых рядах.

Какие факторы влияют на умственное развитие человека

У людей может быть разный уровень интеллекта. И эти отличия становятся заметны уже в детстве. Одни дети могут находиться примерно на одном уровне, другие обладать выдающимися способностями, у третьих возможно наличие трудностей в развитии. От чего это зависит? Существует несколько факторов, которые влияют на уровень интеллекта.

Генетика

Это потенциал, который каждый человек получает от родителей. Его роль в общем уровне умственного развития — около 50%. Даже имея хорошую наследственность, ребенок может не достичь высот, если не предпринимать шаги для развития способностей.

 Питание

Если питание ребенка скудное в течение первых 6 месяцев жизни — это может значительно сказаться на развитии. В целом питание должно быть полноценным и содержать все необходимые макро- и микроэлементы для гармоничного физического и умственного развития.

 Семья

В это входит количество детей в семье, социальный уровень жизни и образования, характер и способы воспитания, отношения между родителями, наличие или отсутствие дефицита общения между членами семьи. В раннем детстве ребенку как никогда нужно общение, его недостаток вызывает речевые и двигательные проблемы.

Школа

Доступность образования в школе также оказывает влияние на умственные способности. В Америке были проведены исследования и оказалось, что у учеников городских школ уровень интеллекта выше, чем в сельских учебных заведениях.

Личностные качества ребенка

На социальную адаптацию, обучение в школе, отношения с другими детьми, а в будущем отношения в университете, на работе влияет характер и темперамент.

Личностные качества родителей

Если родители энергичны, умеют принимать решение, относятся с уважением друг к другу и окружающим людям, сами обладают высоким уровнем творческих и интеллектуальных способностей, то с более высокой долей вероятности они будут давать свободу для развития и своим детям, будут уважать их интересы, поддерживать и помогут раскрыть потенциал.

Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин

В течение нескольких веков во многих странах существовали ограничения для женщин на образование, занятие разными видами деятельности. Из-за этого появился миф, что интеллект женщин ниже мужского. Многочисленные исследования не выявили значительных отличий в уровне развития интеллекта в зависимости от гендерной принадлежности. Мужчины и женщины одинаково успешно могут справляться с разными задачами.

Однако небольшие различия все же есть:

      • Масса мозга мужчин немного больше женского, но это не влияет на умственные характеристики.

      • Плохое питание матери во время беременности может негативно сказаться на внутриутробном развитии мальчика, для девочек же это не имеет значения.

      • До 15 лет у девочек происходит развитие физических и умственных способностей быстрее, чем у мальчиков;

      • Девочкам легче могут даваться гуманитарные науки, а мальчикам — точные.

Также нельзя не упомянуть про влияние стереотипов. В среде, где на девочек и женщин оказывают неблагоприятное психологическое воздействие, их уровень интеллектуального развития ниже, чем в обществе, где женщин воспринимают как равных с мужчинами.

Как повысить уровень интеллекта

Так как генетика является значительным, но не определяющим на 100% уровень интеллекта фактором, значит, его можно повысить. Мозг пластичен и способен меняться от действий человека. Даже при наличии врожденных способностей всегда есть куда стремиться.

Вот несколько способов, которые помогут повысить уровень интеллекта:

      • Решение логических задач

      • Тренировка памяти

      • Развитие стратегического мышления

      • Занятия математикой

      • Игра на музыкальном инструменте

      • Медитации

      • Развитие нестандартного мышления

      • Изучение иностранных языков

      • Сочинение историй

      • Достаточное количество часов сна

      • Физическая активность

Тренировку мозга можно сравнить с физкультурой. Во время занятий спортом человек дает искусственную нагрузку на свое тело, которой в обычной жизни не бывает. Поэтому он становится более сильным и выносливым, здоровым. С мозгом точно такая же ситуация: необходимо регулярно решать задачи, выходящие за рамки ежедневной рутины, которые требуют времени и умственной нагрузки. И эти знания необязательно должны в будущем пригодится на практике.

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2024-2025”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Рекомендуем к прочтению

Как повысить успеваемость ребенка в школе: эффективные методы

Как повысить успеваемость ребенка в школе: эффективные методы Порой случается так, что успеваемость ребенка в школе ...

13.02.2025 Читать

Как научить ребенка английскому языку: эффективные методы и советы

Как научить ребенка английскому языку: эффективные методы и советы Английский язык — это не просто предмет в школе, а ключ ...

12.02.2025 Читать

Скорочтение для детей 1 класса — упражнения, техники и обучение

Скорочтение для детей 1 класса — упражнения, техники и обучение Что такое скорочтение и зачем оно нужно ...

12.02.2025 Читать