12.02.2024

Что такое интеллект

Поделиться статьей:

Понятие “интеллекта” мы слышим каждый день, но многие до конца не понимают его значение и роль в жизни человека.

Интеллект — это функция психики, благодаря которой человек может адаптироваться к окружающему миру. Также эта умственная способность выражается в умении решать разные задачи с использованием восприятия, внимания, памяти, воображения, ума, воли и мышления. В зависимости от степени развития познавательных качеств у отдельно взятого человека преобладает определенный вид интеллекта.

Интеллект проявляется в разных видах деятельности: трудовой, исследовательской и учебной, а также в общении и социальной жизни.

По недавним исследованиям, 50% интеллекта зависит от генов. На другие 50% человек может влиять. Главное использовать эти возможности на максимум.

Какие бывают виды интеллекта

Существуют разные подходы к классификации интеллекта.

 • По Раймонду Кеттеллу:

      1. Кристаллический (кристализованный)

Способность применять все накопленные знания и опыт для решения задач в разных областях. Эту “базу” человек пополняет в течение всей жизни. К примерам относятся рецепты любимых блюд, знание географии, иностранных языков и слов песни, которые вертятся на языке.

      2. Подвижный.

Этот тип интеллекта приходит на помощь, когда приходится решать задачи, выходящие за рамки ранее полученного опыта. В таких ситуациях включается логическое, абстрактное мышление, способность к обучению, умение замечать причинно-следственные связи. Благодаря этому виду интеллекта человек может решать нестандартные ситуации. Например, сбор конструктора или пазла, кубика Рубика.

Говоря коротко, в знакомой ситуации подключается кристаллический интеллект, а в ранее не встречавшейся — подвижный.

 • Давайте рассмотрим еще одну классификацию интеллекта по Говарду Гарднеру.

Говард Гарднер, американский психолог и профессор Гарвардского университета, в 1983 году выпустил книгу «Frames of  Mind», в которой разделил интеллект на 7 видов, позже он добавил еще один — природный. Каждый человек обладает всеми видами интеллекта, развитыми в разной пропорции. На преобладание того или иного вида влияют обстоятельства, в которых находится ребенок в первые 10 лет жизни.

      1. Языково-вербальный (лингвистический, речевой).

Люди с развитым речевым интеллектом легко изучают иностранные языки, свободно владеют вербальными и невербальными навыками общения, часто являются “душой” компании, умеют найти подход к кому угодно и могут стать выдающимися ораторами. Развивая способности, человек может преуспеть в юриспруденции, журналистике, политике, писательстве, лингвистике.

      2. Логико-математический.

Можно сказать, что люди с развитым логико-математическим интеллектом, на “ты” с цифрами, математическими задачами, вычислительными действиями. Они могут без труда работать с абстрактными понятиями. Больше всего успех будет достигнут в финансах, программировании, медицине и других профессиях, требующих сильных знаний в физике, математике, химии.

      3. Звуко-музыкальный.

Отвечает за способность создавать, воспринимать и интерпретировать музыку. Для людей с развитым звуко-музыкальным интеллектом музыка играет важную роль в жизни. Могут быть успешны во всех профессиях, связанных с этим видом искусства — композитор, ди-джей, дирижер, звукорежиссер и другие.

      4. Телесно-двигательный (кинестетический).

 Благодаря этому виду интеллекта человек может совершать сложные двигательные движения, которые требуют физической подготовки. Кинестетический интеллект отвечает за развитие силы, выносливости, гибкости, координации и ориентации в пространстве. Такие люди предрасположены к танцам, спорту, актерской игре, хирургии.

       5. Визуально-пространственный (художественный, изобретательный).

Возможность различать формы, размеры, цвета и расстояния между предметами, трехмерное воображение — это про визуально-пространственный интеллект. Больше всего подходит художественная, инженерная, строительная, архитектурная сферы.

      6. Внутренний (внутриличностный).

Помогает понимать себя, рефлексировать, определять свои эмоции и управлять ими, справляться со стрессом.

      7. Социальный (межличностный).

Этот вид интеллекта определяет общение с людьми, социальную адаптацию — умение вписываться в общество, считывать эмоции и намерения окружающих, убеждать людей. Человек с развитым межличностным интеллектом может стать политиком, учителем, переговорщиком, бизнес-тренером, управленцем.

Уровни интеллектуальной активности

Выделяют три уровня интеллектуальной активности: стимульно-продуктивный, эвристический и креативный.

       • На стимульно-продуктивном, первом, уровне умственная деятельность обусловлена внешними факторами, а также заданными условиями и первым найденным путем решения проблемы. Человек может решать частные задачи без связи их друг с другом.

       • На втором, эвристическом, уровне происходит спонтанная деятельность. Человек исследует явления и может находить новые закономерности между ними.

       • На высшем, креативном, уровне умственной деятельности человек погружается в суть изучаемого явления и в результате может создавать что-то новое и уникальное.

Коэффициент интеллекта: методы определения

IQ, или коэффициент интеллекта, — это степень развития умственной деятельности, или показатель интеллекта человека. Всего 2% населения планеты имеют IQ выше 132.

Этот показатель можно измерить с помощью специальных тестов, которые помогают определить такие факторы, как:

      • «Интеллектуальный» возраст человека, который сравнивают с биологическим.

      • Наличие или отсутствие умственных патологий.

      • Развитие интеллекта по сравнению со среднестатистическим в одной возрастной группе. Психологи различают средний IQ, а также выше и ниже нормы.

Тесты составляются таким образом, чтобы их результаты можно было интерпретировать с помощью балльной системы — шкалы нормального распределения Гаусса.

Средним уровнем считается 100 баллов с отклонением в 15 баллов. Это означает, что у большинства (68%) людей уровень IQ будет находится в диапазоне от 85 до 115 баллов. Примерно у 26% населения уровень интеллекта ниже 85 или выше 115. 

Тест IQ измеряют общий уровень интеллекта и не оценивают креативность, эрудированность, уровень знаний. Они затрагивают вербальные, аналитические, логические, визуально-пространственные аспекты умственных способностей. 

Единого теста для определения уровня IQ не существует. В разные годы были созданы тесты для различных групп людей.

Тест Стэнфорд-Бине.

Известный тест для детей. Был разработан в начале 20 века французскими психологами Альфредом Бине и Теодором Симон. Тест был нужен для выявления одаренных детей. Тест содержит вербальные и невербальные задания. Сейчас его применяют в США, Европе, а также в России.

Тест Векслера.

Эта серия тестов была предложена в 1939 году американским психологом Дэвидом Векслером. Вначале тест применялся только для взрослых. Потом его адаптировали для детей. Тест нацелен на проверку вербального и логического мышления, визуально-пространственных способностей. Обе шкалы активно применяются на Западе, и в России в рамках обязательных комиссий.

Тест Айзенка.

Тест разработал британский психолог Ганс Айзенк. В нем содержатся вербальные и невербальные задания для определения уровня математического мышления, речевой и визуально-пространственный интеллект. Существует несколько десятков вариантов этого теста, поэтому появился «объединенный тест Айзенка» из 40 вопросов, который популярен в России.

Прогрессивные матрицы Равена.

Невербальный тест из 60 рисунков-заданий направлен на оценку общего интеллекта, абстрактного мышления, способности к анализу и решению задач.

Школьный тест умственного развития ШТУР.

Разработан российскими психологами для школьников 7-9 класса. В нем — 6 частей для оценки общих знаний и эрудиции, умения устанавливать аналогии, логически рассуждать, находить закономерности в числовых рядах.

Какие факторы влияют на умственное развитие человека

У людей может быть разный уровень интеллекта. И эти отличия становятся заметны уже в детстве. Одни дети могут находиться примерно на одном уровне, другие обладать выдающимися способностями, у третьих возможно наличие трудностей в развитии. От чего это зависит? Существует несколько факторов, которые влияют на уровень интеллекта.

      1. Генетика.

Это потенциал, который каждый человек получает от родителей. Его роль в общем уровне умственного развития — около 50%. Даже имея хорошую наследственность, ребенок может не достичь высот, если не предпринимать шаги для развития способностей.

      2. Питание.

Если питание ребенка скудное в течение первых 6 месяцев жизни — это может значительно сказаться на развитии. В целом питание должно быть полноценным и содержать все необходимые макро- и микроэлементы для гармоничного физического и умственного развития.

      3. Семья.

В это входит количество детей в семье, социальный уровень жизни и образования, характер и способы воспитания, отношения между родителями, наличие или отсутствие дефицита общения между членами семьи. В раннем детстве ребенку как никогда нужно общение, его недостаток вызывает речевые и двигательные проблемы.

      4. Школа.

Доступность образования в школе также оказывает влияние на умственные способности. В Америке были проведены исследования и оказалось, что у учеников городских школ уровень интеллекта выше, чем в сельских учебных заведениях.

      5. Личностные качества ребенка.

На социальную адаптацию, обучение в школе, отношения с другими детьми, а в будущем отношения в университете, на работе влияет характер и темперамент.

      6. Личностные качества родителей.

Если родители энергичны, умеют принимать решение, относятся с уважением друг к другу и окружающим людям, сами обладают высоким уровнем творческих и интеллектуальных способностей, то с более высокой долей вероятности они будут давать свободу для развития и своим детям, будут уважать их интересы, поддерживать и помогут раскрыть потенциал.

Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин

В течение нескольких веков во многих странах существовали ограничения для женщин на образование, занятие разными видами деятельности. Из-за этого появился миф, что интеллект женщин ниже мужского. Многочисленные исследования не выявили значительных отличий в уровне развития интеллекта в зависимости от гендерной принадлежности. Мужчины и женщины одинаково успешно могут справляться с разными задачами.

Однако небольшие различия все же есть:

      • Масса мозга мужчин немного больше женского, но это не влияет на умственные характеристики.

      • Плохое питание матери во время беременности может негативно сказаться на внутриутробном развитии мальчика, для девочек же это не имеет значения.

      • До 15 лет у девочек происходит развитие физических и умственных способностей быстрее, чем у мальчиков;

      • Девочкам легче могут даваться гуманитарные науки, а мальчикам — точные.

Также нельзя не упомянуть про влияние стереотипов. В среде, где на девочек и женщин оказывают неблагоприятное психологическое воздействие, их уровень интеллектуального развития ниже, чем в обществе, где женщин воспринимают как равных с мужчинами.

Как повысить уровень интеллекта

Так как генетика является значительным, но не определяющим на 100% уровень интеллекта фактором, значит, его можно повысить. Мозг пластичен и способен меняться от действий человека. Даже при наличии врожденных способностей всегда есть куда стремиться.

Вот несколько способов, которые помогут повысить уровень интеллекта:

      • Решение логических задач

      • Тренировка памяти

      • Развитие стратегического мышления

      • Занятия математикой

      • Игра на музыкальном инструменте

      • Медитации

      • Развитие нестандартного мышления

      • Изучение иностранных языков

      • Сочинение историй

      • Достаточное количество часов сна

      • Физическая активность

Тренировку мозга можно сравнить с физкультурой. Во время занятий спортом человек дает искусственную нагрузку на свое тело, которой в обычной жизни не бывает. Поэтому он становится более сильным и выносливым, здоровым. С мозгом точно такая же ситуация: необходимо регулярно решать задачи, выходящие за рамки ежедневной рутины, которые требуют времени и умственной нагрузки. И эти знания необязательно должны в будущем пригодится на практике.

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2023-2024”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Открытые мероприятия

Онлайн-марафон «Как помочь ребенку учиться на 4 и 5 в учебном 2024 году»

Подробнее

Бесплатный вебинар «7 причин, мешающих ребенку хорошо учитьс»

Подробнее

Рекомендуем к прочтению

Советы для сдачи ЕГЭ по обществознанию

Обществоведение относится к предметам, которые наиболее часто выбирают в качестве дополнения к обязательным. Следующие ...

10.04.2024 Читать

Какие навыки надо развивать в начальной школе

С каждым годом учебные программы начальной школы становятся более строгими. Первоклассникам приходится осваивать все больше ...

10.04.2024 Читать

Почему важно непрерывное обучение в течение всей жизни

Непрерывное обучение помогает поддерживать мыслительные процессы на должном уровне в течение всей жизни. Рассмотрим основные ...

10.04.2024 Читать