Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

13.02.2024

Адаптация ребенка к школе

Поделиться статьей:

15 минут чтения

189 просмотров
Фото аватара

Редакция Детского Центра

Адаптация ребенка к школе: советы родителям для легкого перехода

В школе происходит формирование личности ребенка, развиваются когнитивные навыки и закладываются основы социализации, особенно, если ребенок не посещал детский сад. Период адаптации к школе может занимать весь первый год обучения. От способности к адаптации будет зависеть желание ходить в школу, психологический и физический комфорт ученика. Практически у каждого школьника возникают трудности в период привыкания к новым условиям, расписанию, занятиям. Не паникуйте, вы или психолог можете помочь ребенку быстрее приспособиться.

[xyz-ihs snippet=”4″]

Трудности школьного адаптационного периода

Что же такое адаптация к школе? Это процесс перехода к систематическому школьному обучению путем психического и физического приспособления ребенка к новым для него социальным условиям. В среднем этот период занимает 3-6 месяцев, но может затянуться на весь первый класс, и зависит от многих факторов.

Если ребенок полностью адаптируется к школе, то ему будет легче учиться и завести друзей.

В детском саду ребенок начинает социализироваться, но в начале школы почти все испытывают трудности. У ребенка полностью меняется режим: раньше почти не требовали дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время погулять и поспать. В учебном учреждении первоклассник подстраивается под большое количество новых факторов: незнакомая обстановка, другой распорядок дня, необходимость долго сидеть на место и концентрироваться на одной задаче, новые обязанности и домашние задания, а также совершенно новое окружение в лице учителя и одноклассников.

При наличии особенностей нервной системы адаптация может протекать сложнее. К этим факторам относятся:

      • Гиперактивность из-за сниженного внимания и концентрации. Детям с такой особенностью психики необходимо часто двигаться, и в первые месяцы они часто нарушают дисциплину и не могут усвоить материал.

      • Повышенный порог утомляемости. Такие ученики не могут долго сосредотачиваться на чем-то одном и быстро устают.

      • Одаренность. Им может быть скучно на занятиях, потому что к началу школы они уже многое знают. Поэтому они могут баловаться и не слушать учителей.

Факторы адаптации ребенка к школе

По одному показателю нельзя оценивать успешность адаптации к школе, так как у ребенка меняется очень многое в ежедневной жизни. К видам адаптации относится:

      • Организационная – привыкание к новому распорядку дня, расписанию и школьным правилам.

      • Психологическая – адекватное восприятие ребенком социальной роли школьника, ранее не знакомой для него.

      • Учебно-мотивационная – развитие желания учиться, получать новые знания и навыки, формирование учебной мотивации.

      • Социальная – установление дружеских отношений с одноклассниками и нормальных с преподавателями.

Не существует универсальной формулы успешной адаптации ребенка к школе: каждый привыкает по-своему, поэтому могут возникать отклонения в разных факторах. Хорошие оценки и желание учиться – это не однозначный показатель полной адаптации, потому что у него могут быть проблемы со школьной дисциплиной, в общении с детьми и учителями.

На скорость адаптации влияют, особенности характера и психики, подготовленность к школе, отношения в семье, тип школы, сложность учебной программы и другие.

Что указывает на нормальное протекание процесса адаптации?

Процесс адаптации каждого ребенка индивидуален, поэтому в первые месяцы особенно важна психологическая поддержка родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек.

Понять, что первокласснику комфортно в школе, можно по нескольким признакам. Ребенок:

      • легко просыпается по утрам и с удовольствием идет в школу, выполняет домашние задания

      • завел друзей и рассказывает о них дома, хочет проводить с ними время и вне школы

      • делится позитивными и смешными моментами из школьной жизни, при этом четко осознает цель посещения учебного заведения

      • не испытывает усталости после занятий, он может и хочет играть, не теряет аппетит

      • вовлечен в учебный процесс, нашел общий язык с учителем

      • не хочет возвращаться в детский сад

Чтобы адаптация в первом классе проходила легче, необходимо заранее готовиться к школе: посещать подготовительные курсы, дома с помощью игр и упражнений развивать навыки, которые помогут быстрее влиться в учебный процесс. Также научите его ориентироваться в школе и за ее пределами, общаться со взрослыми, самостоятельно одеваться.

Продолжительность привыкания к учёбе в школе

Продолжительность полного привыкания ребенка к школе может быть длительным процессом: от нескольких месяцев до целого учебного года. Адаптацию можно условно разделить на две части: психологическую и физическую.

К психологической адаптации относится настроение первоклассника перед, во время и после занятий, уровень учебной мотивации, готовность к получению знаний, адекватность самооценки и соответствие психических особенностей возрасту.

Оценить физическую адаптацию к школе можно по работоспособности, усталости или бодрости после уроков, качеству сна и аппетиту, частоте болезней и простуд, самочувствию в течение дня дома и в школе.

К сожалению, угадать заранее, как долго ребенок будет приспосабливаться в школе, не получится. Условно по адаптации можно разделить детей на 3 группы:

      1. Привыкают за пару месяцев.

Такие дети быстро заводят новые знакомства, органично чувствуют себя в школьных правилах и следуют им. Выполнение домашних заданий и просьб учителей не вызывает у них сопротивления. В первые недели может быть естественный психологический дискомфорт. К концу первой четверти такие дети находятся стабильно в хорошем настроении, они ходят на уроки без напряжения и делают домашние задания без сопротивления.

      2. Привыкают за период до 6 месяцев.

У ребенка могут быть сложности соблюдением школьных правил и запоминаем учебного материала. Также могут возникать конфликты с одноклассниками, такие дети негативно реагируют на критику. Если правильно выстроить работу дома, то уже к третьей четверти ребенок адаптируется к учебному процессу, и проблемы сойдут на нет.

      3. Испытывают значительные трудности при адаптации.

Это дети с низким уровнем психологической адаптации. Они не могут спокойно сидеть на уроках, крайне негативно относятся к замечаниям преподавателя и не могут усваивать учебный материал. Может присутствовать агрессия к одноклассникам. В этой ситуации стоит обратиться за помощью к школьному психологу.

Проблемы адаптационного периода

Все трудности адаптации к школе можно преодолеть, если вовремя их заметить и предпринять меры. Определить, что у ребенка есть проблемы с привыканием к школе, можно по некоторым признакам:

      1. Отставание от программы.

Ребенок может не успевать по одному или нескольким предметам. Если родители ожидают быстрых успехов – проблема может стать глубже. Дети чувствуют, когда от них требуют большего, даже если взрослые стараются это скрыть. Это мешает адаптации и повышает неуверенность ученика в себе. Обязательно в первом классе хвалите ребенка даже за маленькие победы и не акцентируйте внимание на ошибках. 

      2. Лень.

Когда ребенок ленится учиться, его мотивация смещается на другие занятия. Причины могут быть разные, например, неуверенность в себе или страх совершить ошибку. Побороть лень можно систематической и регулярной работой с учеником дома. Главное, избегать ссор и ультимативных требований.

      3. Низкий уровень продуктивности

Даже если ребенок спокойно посещает школу и не нарушает дисциплину, это не означает, что он адаптировался. Ему могут мешать проблемы с концентрацией, особенности характера или даже проблемы дома. Необходимо показывать ребенку свою любовь и поддержку, не давить на него в первом классе.

      4. Баловство и непослушание.

Если ребенок привык быть в центре внимания, то он может привлекать его и в школе. Как позитивными, так и негативными способами. Нарушение школьных правил, плохое поведение неизбежно влекут за собой конфликты, а также вызов родителей в школу. Ребенок добивается своей цели: получает внимание, пусть и негативное. Лучше привлечь школьного психолога для решения проблемы.

      5. Усталость, отсутствие аппетита и желания ходить в школу.

Если ребенок постоянно приходит с уроков утомленный, мало ест – стоит разобраться, что его так тревожит в школе. Может, есть трудности с одноклассниками, в общении с учителем, проблемы в усвоении школьной программы. Мягко поговорите с ребенком, при необходимости привлеките школьного психолога. Могут понадобится дополнительные занятия дома.

Трудности адаптации к школе у первоклассников (Советы по облегчению адаптации ребенка к школе)

Чтобы ребенок быстрее и легче приспособился к новым условиям, важно начинать подготовку к поступлению в первый класс задолго до школы. К учебному процессу в большей степени готовы дети, которые посещают курсы для дошкольников, а также занимаются с родителями развитием мышления, внимания, памяти и других когнитивных навыков дома.

Если ребенок не посещал детский сад, то подготовке к школе необходимо уделить особое внимание. Детей нужно учить соблюдать дисциплину, общаться со сверстниками и взрослыми, концентрировать внимание и так далее.

Какие действия помогут легче адаптироваться к учебному процессу:

      • Хвалите даже за маленькие успехи и не фокусируйтесь на неудачах

      • Правильно организуйте режим дня, в котором хватает времени на игры, общение с друзьями, творчество и другие дела.

      • Сравнивайте успехи ребенка только с его прошлыми успехами, а не с одноклассниками.

      • Обращайте внимание на самочувствие и настроение ребенка. 

      • Не ожидайте быстрых результатов.

      • Общайтесь с учителем и прислушивайтесь к его рекомендациям.

Полезные привычки, которые повысят успеваемость

Добиться успеха в учебе – не так уж и просто. Природная одаренность и склонность к каким-либо наукам – далеко не гарантия того, что школьник будет учиться на одни пятерки. Для этого необходимо прикладывать усилия, развивать навыки эффективного обучения и прививать полезные привычки.

      1. Научите ребенка ставить цель на обучение.

Он должен понимать, зачем ходит в школу, делает домашние задания. Это поможет настроиться на обучение и сформировать правильную мотивацию.

      2. Хвалите за маленькие достижения.

Фиксируйте даже самые маленькие победы: самостоятельно сделанное домашнее задание, успешное освоение сложной темы, отсутствие замечаний по поведению и так далее. Это повод порадоваться и дополнительно мотивировать ребенка учиться. Научите его относиться также к своим успехам.

      3. Прививайте привычку делать конспекты.

Конспекты – это один из самых эффективных способов получения знаний. При переводе выученной информации в текстовый формат запускается долгосрочная память. Конспектирование систематизирует знания и помогает сделать акцент на главном.

      4. Научите соблюдать баланс учебы и работы.

Полное погружение в обучение не помогает повысить успеваемость. Это приводит к усталости, снижению мотивации, концентрации внимания. Поэтому следите за чередованием активностей в течение дня.

      5. Помогайте составлять график.

График на день и неделю поможет спланировать время так, чтобы хватало времени на учебу, друзей, любимые хобби. Расписание – это один из элементов системного подхода к обучению.

      6. Внедряйте разные подходы к обучению.

Использование разных способов делает обучение разнообразным и интересным. Например, для запоминания слов, исторических фактов  можно использовать карточки, ассоциации, стихи.

Мотивация ребёнка: что нужно знать родителям

Одни дети с удовольствием учатся и ходят в школу, а другие тяжело встают по утрам и неохотно идут на занятия. Это зависит от мотивации. Учебная мотивацияэто процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.

Учебная мотивация основывается на внутренних, внешних и личных факторах.

К внутренним относятся познавательные и социальные потребности. Внешние – ожидание будущих привилегий, поощрение, награда или наказание, принуждение и требование, материальная выгода, давление группы. К личным факторам относится все, что побуждает к самореализации. Например, интересы и потребности ребенка, установки, эталоны и стереотипы, принятые в обществе.

Метод «кнута и пряника», то есть, воздействия преимущественно через внешние факторы, работает примерно до подросткового возраста. Поэтому невероятно важно развивать мотивацию, опираясь на внутренние и внешние факторы.

Выделяют 5 составляющих учебной мотивации:

      • Познавательный интерес – один из самых сильных мотивов к обучению. Сначала появляется ситуативный интерес в условиях новизны. Затем он становится устойчивым, и в итоге включается в систему жизненных целей человека.

      • Потребность в автономии – дети стремятся к автономии с самого рождения. Такой ребенок независим, уверен в собственных способностях и самодостаточен.

      • Потребность в собственной компетентности тесно связана с предыдущим пунктом. Она отвечает за желание достигать результатов. Для ребенка важно уметь самостоятельно делать бытовые вещи такие, как заправлять кровать, чистить зубы и завязывать шнурки, так и связанные с учебной деятельностью. Например, читать книги, решать примеры, рисовать и мастерить поделки.  

      • Позитивные взаимоотношения с окружающими во многом определяют отношение ребенка к обучению. Если в семье считают, что школа не важна, то вряд ли такой ребенок будет стремиться к академическим высотам. И наоборот. Если он растет в поддерживающем окружении семьи и друзей, где поощряется интеллектуальное развитие, то он будет позитивнее относиться к школе.

      • Цель обучения. Любой ребенок должен понимать, зачем он ходит в школу. Поступить в хороший вуз – не будет аргументом для школьника начальных классов. Поэтому цели должны быть сопоставимы с возрастом ребенка.

Тревожные признаки того, что ребёнок перегружен

Иногда заметить перегруженность ребенка не так-то просто, особенно, если речь идет об ученике начальных классов. Не каждый ребенок может вынести обучение, дополнительные секции, домашние занятия, а также обязанности по дому.

 Признак, по которым можно определить перегруженность ребенка:

      • Внешняя усталость. Вялость, отсутствие настроения, аппетита и желания играть, излишняя раздраженность  – тревожный сигнал, на который срочно нужно обратить внимание.

      • Частые заболевания, если такого раньше не было. Это может быть связано с тем, что из-за повышенной нагрузки организм не справляется или из-за психосоматики, когда единственная возможность отдохнуть – это заболеть.

      • Нарушение сна. Бессонница, кошмары, нарушение режима – если эти явления стали систематическими, то необходимо разобраться в причинах.

      • Смены настроения. Если ребенок ведет себя не так, как обычно, то это повод выяснить, что случилось.

      • Снижение мотивации проявляется в отсутствии интереса не только к учебе, но и хобби, общению с друзьями и любым делам, которые еще недавно вызывали положительную реакцию.

Адаптация ребенка к школе – это важнейший процесс, успех которого зависит от множества факторов, и может занимать весь учебный год. Длительность привыкания зависит от конкретного ребенка, особенностей характера и психики, отношения к учебе в его окружении, уровня развития навыков, необходимых для начала обучения. Подготовку к школе необходимо начинать задолго до зачисления в первый класс, чтобы этот процесс протекал легче и быстрее как для ученика, так и для его родителей.

При поступлении в учебное заведение для бывшего воспитанника детского сада меняется распорядок дня, появляются новые обязанности и ответственность, ему приходится налаживать самостоятельно контакт с другими детьми.

Большую роль в успешности и скорости адаптации ребенка к школе играют родители. В первые месяцы детям как никогда необходима полноценная поддержка, похвала даже за самые маленькие успехи и ощущение любви со стороны родителей и семьи.

5 дневный онлайн-марафон
“КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОЛЮБИТЬ УЧИТЬСЯ”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Отправить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Напишите свой отзыв

Реальные отзывы клиентов

Узнайте, что думают те, кто уже прошел обучение у Шамиля Ахмадуллина. Эти отзывы помогают получить более полное представление о его методах и результатах учеников и их родителей.

О нас говорят

Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail

Часто задаваемые вопросы

Шамиль Тагирович на данный момент не проводит личные консультации отдельно от курсов. Но вы можете получить профессиональную помощь от сотрудников Детского Центра.
Чтобы записаться на консультацию и понять, почему именно Ваш ребенок не хочет учиться, оставьте заявку на бесплатную диагностику для родителей школьников 1-8 класса.



В соцсетях и на наших бесплатных вебинарах вы можете узнать, как помочь ребенку:

– стать самостоятельнее;
– привить мотивацию учиться;
– развить важные когнитивные навыки (внимание, память, мышление);
– улучшить общеучебные навыки (чтение, письмо, счет);
– повысить успеваемость в школе (чтобы учиться легко и на хорошие оценки);
– стать ответственнее и дисциплинированнее;
– «прокачать» мягкие навыки, такие, например, как навык эффективной коммуникации, креативность и т.д.



Да, мы проводим бесплатные онлайн-мероприятия для родителей.
Мы считаем, что такая важная информация должна быть доступной как можно большему числу родителей вне зависимости от их материального и географического положения.
Записаться на встречи можно в разделе “Бесплатно” или выбрать подходящее мероприятие в соответствующем блоке на Главной странице сайта.

Если у ребенка есть диагноз или особенности здоровья, занятия будут полезны, но прогресс в обучении может достигаться медленнее. Это зависит от тяжести заболевания и того, какие навыки у ребенка уже есть.

Вы можете купить книги на маркетплейсах OZON и Wildberries. На нашем сайте в разделе “Книги” вы найдете материалы, которые подойдут именно вашему ребенку в зависимости от возраста и проблематики.

На данный момент обучение есть только в онлайн формате. В разделе “Обучающие программы” Вы найдете актуальные курсы и другие онлайн-мероприятия Детского центра Шамиля Ахмадуллина.

Рекомендуем к прочтению

Чем занять ребенка летом: идеи для летних каникул, чтобы отдых был с пользой

Чем занять ребенка летом: ТОП-7 самых полезных вариантов для школьников Лето — долгожданная пора отдыха от школьных забот, ...

30.05.2025 Читать
Прямая речь в русском языке

Прямая речь в русском языке — правила, примеры, упражнения В художественных, новостных и рекламных текстах часто встречается ...

21.05.2025 Читать
Система и методы развития мышления

Как развить мышление Мышление — важнейшая когнитивная функция, от которой зависит способность человека к обучению, принятию ...

18.05.2025 Читать