- Как помочь ребенку привыкнуть к школе: экспертные советы для уверенной адаптации первоклассника
- 1. Основные этапы адаптации: чего ждать родителям
- Период первых перемен: что испытывает ребенок
- Продолжительность привыкания к учёбе в школе
- 1. Привыкают за пару месяцев.
- 2. Привыкают за период до 6 месяцев.
- 3. Испытывают значительные трудности при адаптации.
- Психолог, работающий с первоклассниками, советует:
- Что указывает на нормальное протекание процесса адаптации?
- 2. Психологические трудности в первый учебный год
- Почему процесс адаптации может быть сложным
- Тревожные сигналы: когда нужна поддержка
- 1. Отставание от программы
- 2. Лень
- 3. Низкий уровень продуктивности
- 4. Баловство и непослушание
- 5. Усталость, отсутствие аппетита и желания ходить в школу.
- 3. Советы по облегчению адаптации ребенка к школе
- Какие действия помогут легче адаптироваться к учебному процессу:
- Полезные привычки, которые повысят успеваемость в школе
- 4. Тревожные признаки того, что ребёнок перегружен
- Признаки, по которым можно определить перегруженность ребенка:
- 5. Как родителям снизить стресс в период адаптации ребенка к школе
- 6. Необходимые навыки для уверенного старта в первом классе
- Социальные и бытовые умения
- Школьные привычки “без стресса”
- Эмоциональная устойчивость — залог успеха
- Новые навыки для лёгкой адаптации в школе
- 7. Частые вопросы родителей о процессе адаптации ребенка к школе
- Заключение
Как помочь ребенку привыкнуть к школе: экспертные советы для уверенной адаптации первоклассника
Для многих семей первый учебный год — важный, волнительный и в то же время непростой период. Неудивительно, что родители задаются вопросом: как помочь ребенку привыкнуть к школе, сделать этот процесс комфортным и понятным для первоклассника? Именно успешная адаптация позволяет постепенно, без стресса, войти в новые режимы дня, принять школьные правила и почувствовать себя частью коллективной жизни.

Время, когда ребенок только начинает свою школьную жизнь, полон перемен, ответственности и неожиданных эмоций. Родителям важно понимать: период привыкания у каждого ребенка проходит индивидуально. Кто-то быстро встраивается в класс, у кого-то процесс адаптации занимает несколько месяцев. Правильная поддержка, советы опытного психолога и внимание к деталям существенно помогут первокласснику легче пройти этот период и полюбить школьную жизнь.
1. Основные этапы адаптации: чего ждать родителям
Период первых перемен: что испытывает ребенок
Первые недели и месяцы — этап знакомства и привыкания к совсем иному укладу жизни. Время учебных занятий, требования учителей, новые правила и обязанности — всё это может вызвать у ребенка тревогу, усталость или даже протест.
Продолжительность привыкания к учёбе в школе
Продолжительность полного привыкания ребенка к школе может быть длительным процессом: от нескольких месяцев до целого учебного года. Адаптацию можно условно разделить на две части: психологическую и физическую.
К психологической адаптации относится настроение первоклассника перед, во время и после занятий, уровень учебной мотивации, готовность к получению знаний, адекватность самооценки и соответствие психических особенностей возрасту.
Оценить физическую адаптацию к школе можно по работоспособности, усталости или бодрости после уроков, качеству сна и аппетиту, частоте болезней и простуд, самочувствию в течение дня дома и в школе.
К сожалению, угадать заранее, как долго ребенок будет приспосабливаться в школе, не получится. Условно по адаптации можно разделить детей на 3 группы:
1. Привыкают за пару месяцев.
Такие дети быстро заводят новые знакомства, органично чувствуют себя в школьных правилах и следуют им. Выполнение домашних заданий и просьб учителей не вызывает у них сопротивления. В первые недели может быть естественный психологический дискомфорт. К концу первой четверти такие дети находятся стабильно в хорошем настроении, они ходят на уроки без напряжения и делают домашние задания без сопротивления.
2. Привыкают за период до 6 месяцев.
У ребенка могут быть сложности соблюдением школьных правил и запоминаем учебного материала. Также могут возникать конфликты с одноклассниками, такие дети негативно реагируют на критику. Если правильно выстроить работу дома, то уже к третьей четверти ребенок адаптируется к учебному процессу, и проблемы сойдут на нет.
3. Испытывают значительные трудности при адаптации.
Это дети с низким уровнем психологической адаптации. Они не могут спокойно сидеть на уроках, крайне негативно относятся к замечаниям преподавателя и не могут усваивать учебный материал. Может присутствовать агрессия к одноклассникам. В этой ситуации стоит обратиться за помощью к школьному психологу.
Психолог, работающий с первоклассниками, советует:
- Спокойно рассказывать о том, что ждёт ребенка в школе. Не нагружать новыми заботами весь первый месяц.
- Организационная адаптация: помогайте ребенку поддерживать распорядок и дисциплину. Новое расписание, ранние подъемы и перемены дня требуют от ребенка привыкнуть к новым условиям. Важно вместе проходить этот процесс, показывая, что с каждым днем становится легче.
- Социальная адаптация: расскажите ребенку, как найти друзей в новом классе. Большинство детей впервые сталкиваются с необходимостью строить отношения вне семьи. Советуйте не бояться рассказывать о себе, поддерживайте общение с одноклассниками, помогайте улаживать первые конфликты.
- Индивидуальные особенности периода адаптации: часто дети, которые раньше не ходили в детский сад, привыкают к школе чуть дольше. Старайтесь не сравнивать ребенка с “быстро привыкшими” сверстниками – для каждого свой темп.
Что указывает на нормальное протекание процесса адаптации?
Понять, что первокласснику комфортно в школе, можно по нескольким признакам. Ребенок:
- легко просыпается по утрам и с удовольствием идет в школу, выполняет домашние задания
- завел друзей и рассказывает о них дома, хочет проводить с ними время и вне школы
- делится позитивными и смешными моментами из школьной жизни, при этом четко осознает цель посещения учебного заведения
- не испытывает усталости после занятий, он может и хочет играть, не теряет аппетит
- вовлечен в учебный процесс, нашел общий язык с учителем
Чтобы адаптация в первом классе проходила легче, необходимо заранее готовиться к школе: посещать подготовительные курсы, дома с помощью игр и упражнений развивать навыки, которые помогут быстрее влиться в учебный процесс. Также научите его ориентироваться в школе и за ее пределами, общаться со взрослыми, самостоятельно одеваться.
2. Психологические трудности в первый учебный год
Почему процесс адаптации может быть сложным
Перемены в ритме жизни — для детей 6-8 лет иногда трудно перестроиться “из детства во взрослое время”. Психолог отмечает: главная задача родителей — помочь ребенку пройти этот путь в своем спокойном темпе”.
Тревожные сигналы: когда нужна поддержка
Падение интереса к школе, капризы, чрезмерная усталость, отказ идти в класс — нормальны в период адаптации. Если симптомы сохраняются более 2-3 месяцев — стоит проконсультироваться с психологом.
Все трудности адаптации к школе можно преодолеть, если вовремя их заметить и предпринять меры. Определить, что у ребенка есть проблемы с привыканием к школе, можно по некоторым признакам:
1. Отставание от программы
Ребенок может не успевать по одному или нескольким предметам. Если родители ожидают быстрых успехов – проблема может стать глубже. Дети чувствуют, когда от них требуют большего, даже если взрослые стараются это скрыть. Это мешает адаптации и повышает неуверенность ученика в себе. Обязательно в первом классе хвалите ребенка даже за маленькие победы и не акцентируйте внимание на ошибках.
2. Лень
Когда ребенок ленится учиться, его мотивация смещается на другие занятия. Причины могут быть разные, например, неуверенность в себе или страх совершить ошибку. Побороть лень можно систематической и регулярной работой с учеником дома. Главное, избегать ссор и ультимативных требований.
3. Низкий уровень продуктивности
Даже если ребенок спокойно посещает школу и не нарушает дисциплину, это не означает, что он адаптировался. Ему могут мешать проблемы с концентрацией, особенности характера или даже проблемы дома. Необходимо показывать ребенку свою любовь и поддержку, не давить на него в первом классе.
4. Баловство и непослушание
Если ребенок привык быть в центре внимания, то он может привлекать его и в школе. Как позитивными, так и негативными способами. Нарушение школьных правил, плохое поведение неизбежно влекут за собой конфликты, а также вызов родителей в школу. Ребенок добивается своей цели: получает внимание, пусть и негативное. Лучше привлечь школьного психолога для решения проблемы.
5. Усталость, отсутствие аппетита и желания ходить в школу.
Если ребенок постоянно приходит с уроков утомленный, мало ест – стоит разобраться, что его так тревожит в школе. Может, есть трудности с одноклассниками, в общении с учителем, проблемы в усвоении школьной программы. Мягко поговорите с ребенком, при необходимости привлеките школьного психолога. Могут понадобится дополнительные занятия дома.
Рекомендация родителям первоклассников:
Первый учебный год часто ассоциируется со стрессом, но поддержка делает процесс легче. Делайте упор не на оценки, а на положительный опыт новых открытий.Как научить ребенка получать удовольствие от учёбы — расскажет на своем бесплатном онлайн-марафоне автор более 40 методик эффективного обучения детей — Шамиль Ахмадуллин.
Получите проверенные инструменты для развития памяти и внимания ребенка, которые занимают всего 15 минут в день.
Уже более 200 000 детей и родителей прошли этот марафон и изменили свое отношение к учебе и к школе в целом.
ПОДРОБНЕЕ
3. Советы по облегчению адаптации ребенка к школе
Чтобы ребенок быстрее и легче приспособился к новым условиям, важно начинать подготовку к поступлению в первый класс задолго до школы. К учебному процессу в большей степени готовы дети, которые посещают курсы для дошкольников, а также занимаются с родителями развитием мышления, внимания, памяти и других когнитивных навыков дома. В увлекательной форме это делать легко с помощью книг и игр для развития детей от Шамиля Ахмадуллина — в нашем каталоге найдете подходящие материалы с уникальными методиками для разных задач и возрастов.
Если ребенок не посещал детский сад, то подготовке к школе необходимо уделить особое внимание. Детей нужно учить соблюдать дисциплину, общаться со сверстниками и взрослыми, концентрировать внимание и так далее.
Какие действия помогут легче адаптироваться к учебному процессу:
- Хвалите даже за маленькие успехи и не фокусируйтесь на неудачах
- Правильно организуйте режим дня, в котором хватает времени на игры, общение с друзьями, творчество и другие дела.
- Сравнивайте успехи ребенка только с его прошлыми успехами, а не с одноклассниками.
- Обращайте внимание на самочувствие и настроение ребенка.
- Не ожидайте быстрых результатов.
- Общайтесь с учителем и прислушивайтесь к его рекомендациям.

Полезные привычки, которые повысят успеваемость в школе
Добиться успеха в учебе – не так уж и просто. Природная одаренность и склонность к каким-либо наукам – далеко не гарантия того, что школьник будет учиться на одни пятерки. Для этого необходимо прикладывать усилия, развивать навыки эффективного обучения и прививать полезные привычки.
- Научите ребенка ставить цель на обучение. Он должен понимать, зачем ходит в школу, делает домашние задания. Это поможет настроиться на обучение и сформировать правильную мотивацию.
- Хвалите за маленькие достижения. Фиксируйте даже самые маленькие победы: самостоятельно сделанное домашнее задание, успешное освоение сложной темы, отсутствие замечаний по поведению и так далее. Это повод порадоваться и дополнительно мотивировать ребенка учиться. Научите его относиться также к своим успехам.
- Прививайте привычку делать конспекты. Конспекты – это один из самых эффективных способов получения знаний. При переводе выученной информации в текстовый формат запускается долгосрочная память. Конспектирование систематизирует знания и помогает сделать акцент на главном.
- Научите соблюдать баланс учебы и работы. Полное погружение в обучение не помогает повысить успеваемость. Это приводит к усталости, снижению мотивации, концентрации внимания. Поэтому следите за чередованием активностей в течение дня.
- Помогайте составлять график. График на день и неделю поможет спланировать время так, чтобы хватало времени на учебу, друзей, любимые хобби. Расписание – это один из элементов системного подхода к обучению.
- Внедряйте разные подходы к обучению. Использование разных способов делает обучение разнообразным и интересным. Например, для запоминания слов, исторических фактов можно использовать карточки, ассоциации, стихи.
Больше полезных советов от педагога-психолога, автора 40+ эффективных пособий для развития когнитивных навыков у детей Шамиля Ахмадуллина вы узнаете на бесплатном марафоне, где за 5 дней получите базу знаний, как повысить успеваемость ребенка, развить самостоятельность и помочь ему полюбить учебу и школу.
На марафоне вы:
– освоите эффективные техники улучшения памяти, внимания и мышления вашего ребенка;
– получите практические инструменты для повышения когнитивных способностей;
– научитесь применять методы интеллектуального развития в повседневной жизни.
Записаться на марафон
4. Тревожные признаки того, что ребёнок перегружен
Иногда заметить перегруженность ребенка не так-то просто, особенно, если речь идет об ученике начальных классов. Не каждый ребенок может вынести обучение, дополнительные секции, домашние занятия, а также обязанности по дому.
Признаки, по которым можно определить перегруженность ребенка:
- Внешняя усталость. Вялость, отсутствие настроения, аппетита и желания играть, излишняя раздраженность – тревожный сигнал, на который срочно нужно обратить внимание.
- Частые заболевания, если такого раньше не было. Это может быть связано с тем, что из-за повышенной нагрузки организм не справляется или из-за психосоматики, когда единственная возможность отдохнуть – это заболеть.
- Нарушение сна. Бессонница, кошмары, нарушение режима – если эти явления стали систематическими, то необходимо разобраться в причинах.
- Смены настроения. Если ребенок ведет себя не так, как обычно, то это повод выяснить, что случилось.
- Снижение мотивации проявляется в отсутствии интереса не только к учебе, но и хобби, общению с друзьями и любым делам, которые еще недавно вызывали положительную реакцию.
5. Как родителям снизить стресс в период адаптации ребенка к школе
- Главное — поддержка без давления.
- Формируйте у первоклассника позитивное отношение к учебе: “Ты сможешь!”, “Первые неудачи пройдут!”.
- Избегайте сравнения с другими, отмечайте даже самый маленький успех.
- Обязательно выделяйте время на отдых и новые впечатления.
- Не перегружайте первоклассника дополнительными занятиями в первый учебный год. Поддерживайте интерес к кружкам, но не заставляйте в период адаптации.
- Совместные походы, прогулки после школы — важнейший элемент психологической разгрузки.
- Регулярно спрашивайте ребенка о его ощущениях, даже если поначалу он не очень разговорчив.
- Интересуйтесь жизнью класса, участвуйте в совместных школьных и семейных мероприятиях.
Приучайте к ежедневному ритуалу — например, вместе рассказывать про хорошие моменты дня.
Поступление в первый класс — важный этап в жизни ребенка и всей семьи. Освоить школьную среду и новые обязанности малышу помогут базовые навыки, которые желательно начать формировать заранее. Вот перечень ключевых умений и подробные советы, как их развивать.
Социальные и бытовые умения
- Учиться быть вежливым и дружелюбным
Показывайте на собственном примере, как важно здороваться, благодарить и прощаться. Потренируйтесь с ребенком приветствовать учителя, вежливо обращаться к одноклассникам, обращаться по имени. - Навыки просьбы о помощи
Объясните, что не знать чего-то — это нормально, и если что-то непонятно, надо спокойно задать вопрос учителю или взрослому. Практикуйте фразы: «Можно, я спрошу?», «Объясните, пожалуйста», «Помогите мне, я не понимаю». - Умение рассказывать о своих чувствах
Регулярно спрашивайте: “Как ты себя сегодня чувствуешь?”, “Что тебя обрадовало/расстроило в школе?”. Учите различать эмоции: радость, удивление, усталость, обиду. Разговаривайте о том, почему чувства важны и как их выражать словами, а не криком или замыканием в себе. - Установление контактов и правила поведения в коллективе
Научите ребенка соблюдать очередь, делиться с другими, уважать личные границы. Поиграйте дома в сюжетные игры (“мы в классе”, “делим игрушки”, “разговариваем на перемене”) — это поможет ребенку освоиться быстрее. - Навыки самопрезентации
Порепетируйте рассказы о себе: как зовут, чем любит заниматься, что интересно узнать у нового друга. Это особенно важно застенчивым детям.
Школьные привычки “без стресса”
- Сбор портфеля и самостоятельность
Разработайте вместе с ребенком вечерний ритуал: что взять в школу, что оставить дома. Используйте чек-листы или цветные стикеры, чтобы малыш мог самостоятельно контролировать сборы. - Чистота и организация рабочего места
Покажите, как удобно хранить канцелярские принадлежности, как не терять вещи. Краткая уборка перед началом и после окончания домашних занятий станет хорошей привычкой. - Организация времени и режима
Составьте простой распорядок: когда завтрак, когда уроки, прогулка, обед, отдых. Поддерживайте стабильное время сна и подъема, чтобы ребенку легче привыкнуть к школьному графику. - Самостоятельное выполнение домашних заданий
Учите ребёнка сначала пробовать делать задания самому, и только если не получается — просить помощи у родителей. Постепенно снижается зависимость от взрослых и формируется уверенность. - Разделение отдыха и учёбы
Приучите к чередованию: после учебы — обязательно небольшая физическая активность или отдых.
Эмоциональная устойчивость — залог успеха
- Открыто обсуждайте неудачи
Вместе разбирайте, почему что-то не получилось, как можно исправить в следующий раз. Учите делать выводы, не обвиняя ни себя, ни других. - Отношение к ошибкам
Показывайте, что ошибки — часть учебного процесса, и на ошибках учатся все, даже взрослые. Говорите: «Это не страшно, ты попробуешь еще раз». - Мотивация и самооценка
Хвалите не столько за оценки, сколько за старания, инициативу, настойчивость. Помогайте поверить в себя: «Я горжусь, что ты не побоялся задать вопрос учителю». - Справляться со стрессом и новым опытом
Рассматривайте разные ситуации: что делать, если поссорился с другом, получил замечание, что-то забыл. Учите спокойно просить прощения и воспринимать поддержку.
- Умение слушать и слышать
Проводите с ребенком игры и задачи на внимание, объясняйте, зачем важно слышать указания учителя и одноклассников. - Навыки самоконтроля
Покажите, как вовремя останавливаться, если хочется пошалить, перебить или нарушить правила класса. Используйте специальные “стоп-сигналы” или договоры: если что-то не нравится — сразу рассказывать об этом взрослому. - Восприятие новых заданий и учителей без страха
Часто меняйте виды деятельности дома: креативные задания, освоение новых тем вместе с родителями. Это снижает тревожность “перед неизвестным” и делает процесс обучения интересным. - Способность ждать и соблюдать правила
Объясняйте — иногда нужно потерпеть, подождать своей очереди, быть внимательным во время перемены или на линейках. - Способность оценивать свои результаты
Приучайте анализировать успехи: “Что у меня получилось? Чему я научился сегодня?” Это формирует позитивное отношение к учебному процессу.
Обратите внимание:
Все эти навыки не даются “по щелчку”. Родителям важно в течение первого года регулярно возвращаться к развитию этих умений, поддерживать инициативу ребенка и не бояться ошибок. Главное — поддержка, открытый диалог и совместная радость за большие и маленькие победы в школьной жизни первоклассника.

7. Частые вопросы родителей о процессе адаптации ребенка к школе
- Сколько обычно длится период адаптации первоклассника?
— Обычно период адаптации занимает от 1 до 6 месяцев. У одних детей процесс может пройти быстрее — в течение первого полугодия, другие привыкают постепенно. Важно учитывать индивидуальные особенности: характер ребенка, есть ли опыт посещения детского сада, насколько сильно изменилась среда и требуемые навыки. Если через полгода трудности сохраняются — например, продолжаются регулярные слезы, жалобы на класс или невысокая учебная мотивация — рекомендуется обратиться к школьному психологу для диагностики ситуации и выработки дальнейшей стратегии помощи. - Нормально ли, что ребенок быстро устает в первом классе?
— Да, физическая и психологическая усталость в первый учебный год абсолютно нормальны. У детей резко увеличивается время, проведенное в неподвижном положении, появляется много новых впечатлений и задач, с которыми надо справляться самому. Часто ребенок приходит домой после школы уставшим, раздражительным или даже плачет на пустом месте. Важно обеспечить хороший режим дня, полноценный сон и отдых, не перегружать дополнительными секциями в этот период. Со временем организм адаптируется, а ребенок станет бодрее и устойчивее к нагрузкам. - Стоит ли обсуждать школьные события, если ребенок не хочет рассказывать?
— Если ребенок не спешит делиться школьными новостями, не давите и не выспрашивайте, чтобы не вызвать дополнительный стресс. Поддержите доверительную атмосферу: рассказывайте свои забавные истории о школе, предлагайте посмотреть вместе картинки или рисунки, которые объясняют эмоции (“Покажи, как ты сегодня себя чувствовал после уроков?”). Иногда полезно обсуждать не саму школу, а связанные с ней эмоции и мелочи (“Что тебе больше всего понравилось сегодня в классе?”). Постепенно ребенок станет откровеннее. - Можно ли помочь ребенку привыкнуть к школе без поддержки специалистов?
— В большинстве случаев — да, если в семье есть поддержка, доверие, спокойное отношение к учебе и принято обсуждать возникающие сложности. Родителям важно быть терпеливыми, сохранять спокойствие, поощрять дружбу и самостоятельность ребенка, а не ругать за ошибки или оценки. Однако если вы замечаете затяжную апатию, агрессию или симптомы тревоги, не стесняйтесь обратиться за советом к педагогам или школьному психологу, чтобы не пропустить начало более серьезных проблем. - Когда стоит менять класс или школу?
— Переводить в другой класс или школу стоит только в исключительных случаях, когда после всех попыток адаптации — регулярных бесед, смены стратегии обучения, помощи психолога — ребенок продолжает испытывать сильнейший стресс, жалуется на постоянные конфликты или исключение из коллектива, а ситуация не улучшается в течение длительного времени. Важно действовать не спонтанно, а советоваться с психологом и педагогами, чтобы понять причины трудностей. - Чем могут помочь родители, если ребенок боится отвечать у доски?
— Работайте над уверенностью дома: разыгрывайте простые диалоги, задавайте вопросы по материалу в игровой форме, хвалите за попытки, а не за идеальный ответ. Объясняйте, что ошибаться не страшно — важно делать шаги вперёд. Если страх сохраняется, можно обсудить ситуацию с учителем и психологом. - Нужно ли ограничивать гаджеты в первый учебный год?
— Да, желательно в первые месяцы учебы ограничить время на компьютере, телефоне и других устройствах. Лучше посвящать его прогулкам, активным играм, спокойному отдыху и совместным семейным занятиям, чтобы нервная система ребенка могла адаптироваться к новому режиму. - Как помочь ребенку завести новых друзей в классе?
— Поддержите инициативу ребенка общаться и рассказывать о себе, поощряйте приглашения одноклассников в гости или на совместные прогулки. Рассказывайте, как вы в детстве находили друзей, играйте в сюжетно-ролевые игры (“новенький в классе”), учите делиться, слушать и уважать других детей. - Стоит ли дополнительно заниматься с репетитором уже в первом классе?
— В большинстве случаев первый учебный год не требует дополнительных занятий, кроме как при явных сложностях с чтением или письмом. Лучше сделать акцент на адаптации к школьной жизни и развитию самостоятельности. Если возникают пробелы и желание ребенка учиться угасает, стоит сначала проконсультироваться с учителем. - Как понять, что адаптация завершилась успешно?
— Признаками успешной адаптации считаются стабильное настроение ребенка, желание ходить в школу, появление друзей, готовность делиться новостями, отсутствие регулярных жалоб на усталость и здоровье, выполнение домашних заданий без чрезмерного стресса. Ребенок нормально воспринимает правила, выполняет просьбы учителя, становится самостоятельнее в своих ежедневных делах.
Заключение
Адаптация ребёнка к школе — сложный, но абсолютно естественный этап, требующий внимания и поддержки взрослых. Первые месяцы в классе — время больших перемен, волнений, первых успехов и ошибок, которые формируют не только учебные навыки, но и характер ребёнка, его отношение к учёбе и миру вокруг. Задача родителей — создать тот фундамент уверенности, который даст ребёнку энергию и желание идти вперёд.
Важно помнить: каждый ребёнок уникален и имеет право на свой собственный темп привыкания к школьной жизни. Не сравнивайте его успехи с другими — поддержка, любовь и вера в собственные силы помогут пройти через любые трудности. Хвалите за старания и инициативу, мягко обсуждайте неудачи, вместе ищите решения — так ребёнок научится не бояться ошибок и уверенно встречать новые задачи.
Прислушивайтесь к чувствам и потребностям вашего школьника. Не бойтесь обращаться к педагогам или школьному психологу, если чувствуете, что адаптация протекает сложно. Помните: заботливая, спокойная атмосфера дома, чёткий режим, общение о чувствах и позитивные семейные традиции — всё это делает процесс привыкания естественным и радостным этапом в жизни.
Пусть первый учебный год станет временем открытия мира, новых друзей и ярких впечатлений! Поддержите ребёнка — и вместе вы обязательно справитесь с любыми испытаниями школьного старта.


