5 ключевых факторов учебной мотивации ребенка: как заинтересовать учебой
Почему одни дети с удовольствием ходят в школу, а родители других детей заставляют их каждый утро подниматься с кровати, чтобы идти на занятия. В этой статье разберем факторы учебной мотивации школьников, а также ее составляющие.
Хватит заставлять ребенка учиться!
Освойте методику повышения успеваемости, интереса к учебе и самостоятельности за 15 минут в день
Подробнее
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения необходимых целей. В свою очередь учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения.
Учебную деятельность можно считать полимотивированной, так как мотивы для обучения могут исходить из разных источников: внутренних, внешних и личных.
Внутренние источники – стремление к социально одобряемым достижениям и действиям (познавательные и социальные потребности).
Внешние источники определяются условия жизни обучающегося, являются внешними по отношению к процессу обучения и, как правило, полученные знания и умения служат средством для достижения другой цели.
К ним относятся:
• ожидание будущих привилегий
• награда или наказание
• принуждение
• требование
• материальная выгода
• давление группы
Третья группа источников – личные, к которым относится все, что побуждает к самореализации, самосовершенствованию. Например, интересы и потребности ребенка, установки, которые ему прививают с детства, а также эталоны стереотипы, принятые в обществе.
Часто родители прибегают к методу “кнута и пряника”, пытаясь воздействовать таким образом на ребенка, но как показывает практика, внешние факторы работают лишь до подросткового возраста. Поэтому важно сформировать у ребенка мотивы к обучению, которые будут побуждать его к занятиям без какого-либо материального поощрения или запретов вроде лишения прогулок или компьютера.
Поэтому стоит делать акцент на внутренние и личные факторы. Рассмотрим 5 составляющих учебной мотивации, которые на всю жизнь заложат в ребенке желание к обучению.
Интерес как основа учебной мотивации у ребенка
Познавательный интерес – один из самых сильных мотивов к обучению. Он развивается в три этапа: ситуативный интерес, который возникает в условиях новизны. Затем он становится устойчивым, и в итоге познавательный интерес включается в систему жизненных целей личности.
Чтобы поддерживать высокую мотивацию ребенка, учебный материал должен соответствовать критериям и быть:
• Разнообразным. Только от обычных уроков с письменными и устными заданиями ребенок быстро устает. Ему становится скучно, поэтому важно вводить разнообразные форматы обучения – презентации, игры, выездные экскурсии, эксперименты, групповые обсуждения и т.д.
• Новым, но логично вытекающим из усвоенного. Если ребенок не выучил таблицу умножения, то нет смысла объяснять ему степени. Уроки должны быть последовательно связаны друг с другом, но при этом быть с эффектом новизны.
• Чуть более сложным, чем предыдущий. Если ребенок постоянно решает уравнения одного и того же уровня, при этом щелкает их как орешки, то ему скоро станет скучно. Поэтому постепенно усложняйте задания.
Автономия для формирования мотивации
Автономия является базовой потребностью у детей, и ее удовлетворение оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Благодаря автономии у ребенка появляется ощущение независимости, уверенности в собственных способностях и самодостаточности.
Чтобы развивать автономию, ребенку важно слышать от родителей и учителей в школе послания, мотивирующие его сделать задание самостоятельно, которые показывают веру в его силы и то, что ошибаться – это естественно и нормально.
Если ребенку не дают выбора, при этом контролируют каждый шаг и ругают за ошибки, то потребность в автономии не развивается должным образом, а внутренняя учебная мотивация падает.
В 70-е учительница начальных классов Барбара Шил провела эксперимент с классов из 36 человек, где почти никто не хотел учиться. Она позволила им заниматься в течение дня, чем они хотят. Конечно, сначала мало кто занимался уроками, некоторые выбрали творчество, а другие стояли на ушах. Эксперимент детям понравился, и было решено его продолжить,
Только теперь Барбара помогала ученикам составить план на день и дала им инструмент для оценки своих результатов – методичку для учителя. Также она объяснила, что есть определенная программа, которую необходимо усвоить. Дети, у которых была свобода выбора и действий, сами захотели изучать учебный материал. В конце эксперимента выяснилось, что у всех детей начала работать внутренняя мотивация, и они достигли нужного результата.
Ощущение собственной компетентности
Потребность в компетентности тесно связана с предыдущей необходимостью в автономности. Она отвечает за желание достигать результатов. Ребенку важно знать, что его знания и навыки позволяют ему самостоятельно решить пример, прочитать текст или нарисовать картинку.
Например, если родители не дают ребенку подумать над домашним заданием и сразу берутся решать за него, а не вместе с ним, то со временем ощущение, что не может справиться влияет на его чувство компетентности. Это приводит к развитию выученной беспомощности.
Этот феномен был открыт психологом Мартином Селигманом в 1960-е. Он проводил эксперименты с собаками. Две группы животных били не вредным для здоровья током. Отличие заключалось в том, что одна группа могла остановить это, нажимая на рычаг, другая – нет. Когда обе группы поместили в условия с возможностью избежать тока, первая успешно справилась с этой задачей, а другая не делала ничего, так как уже привыкла к тому, что не может с этим справиться.
Для подтверждения этого явления были проведены многократные тесты с людьми.
Выученная беспомощность возникает, когда ребенок часто оказывается в обстоятельствах, когда он ни на что не влияет. Если ему внушать, что ничего не может сделать, то столкнувшись с неудачей в сложной задаче, над посильной он уже не станет думать.
Поэтому так важно создавать ситуации, где ребенок может быть успешен, и обязательно хвалить его и постепенно усложнять задание.
Позитивные взаимоотношения с окружающими
Окружение оказывает значительное влияние на всю деятельность человека, в том числе на учебную мотивацию.
Положительное влияние на учебную мотивацию оказывает работа в командах и общение с единомышленниками.
При этом если большое количество одноклассников проявляет негативное отношение к школе, то дома и во внеурочное время стоит уделять особо внимание развитию позитивного отношения к учебе.
Единомышленниками, которые поддержат ребенка в академических начинаниях, могут выступать одноклассники, друзья вне школы, дети из кружков, и, конечно же, родители. Главное, мягко направлять, хвалить за успехи и мотивировать заниматься видами деятельности.
Смысл обучения для повышения мотивации
Чтобы сформировать мотивацию к учебной деятельности, необходимо учитывать важный аспект образовательной стратегии – целеполагание. Ребенок и родители должны четко понимать цель обучения, зачем посещать уроки, делать домашние задания и заниматься дополнительной внеурочной деятельностью.
Обязательно спросите ребенка, в чем для него заключается цель обучения. Если он затрудняется с ответом, сформулируйте цель вместе.
Смысл обучения для каждого ребенка зависит от интересов, ценностей, идеалов, которые он перенимает из своего окружения – семьи, друзей и других учеников. Благодаря этому уже при поступлении в 1-ый класс у детей есть определенное отношение к школе. В процессе учебной деятельности оно может улучшаться или ухудшаться в зависимости от других факторов.
Если ребенок осознает значимость обучения, то его успеваемость и учебная мотивация повышаются.
Цели на обучение должны быть соизмеримы с возрастом школьника и не обязательно могут быть глобальными. Также важно разбирать их на понятные шаги. Например, поступить в университет будет звучать слишком непонятно для ученика даже 7 класса.
Вывод
Ребенок с высокой учебной мотивацией:
• уверен в собственных силах, быстрее и легче справляется с неизвестными и трудными задачами. Более сложные задания включают его познавательный интерес и мотивируют найти решение
• обладает чувством собственной значимости, так как получает признание от своей семьи, одноклассников и учителей
• больше склонен к творчеству, не боится пробовать новые виды деятельности и относится к ним с волнительным любопытством, а не тревогой и страхом неудачи
• гордится собой и своими достижениями, не боится ими делиться
• с высокой долей вероятности станет более успешным в жизни, так как он адекватно относится к ошибкам, может рисковать и достигать более высоких целей по сравнению со сверстниками.
Учебная мотивация есть внутри каждого человека, но она может подавляться из-за внешних и внутренних причин. Новые знания, полученные умения и отработанные навыки вызывают всплеск гормонов счастья. Важную роль играет самооценка ребенка. Дети с заниженной самооценкой чаще других думают, что не справятся с заданием, могут бросать дело после первой же ошибки, подкрепляя тем самым свою уверенность в то, что ничего не получится. Дети с завышенной самооценкой не могут объективно оценить свои способности, им труднее признавать неудачи. Поэтому так важно, чтобы у ребенка формировалась адекватная самооценка.
Высокая учебная мотивация – это ключ к успеху в учебе, и с вашей помощью ребенок сможет полюбить школу и заниматься с удовольствием. Помогите ему поставить цель обучения, научите его планировать свой день и дайте ему свободу, постепенно усложняйте учебный материал и хвалите его за все успехи, даже незначительные.