Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

13.02.2024

5 составляющих учебной мотивации

Поделиться статьей:

9 минут чтения

208 просмотров

admin

5 ключевых факторов учебной мотивации ребенка: как заинтересовать учебой

Почему одни дети с удовольствием ходят в школу, а родители других детей заставляют их каждый утро подниматься с кровати, чтобы идти на занятия. В этой статье разберем факторы учебной мотивации школьников, а также ее составляющие.

Хватит заставлять ребенка учиться!

Освойте методику повышения успеваемости, интереса к учебе и самостоятельности за 15 минут в день

Подробнее

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения необходимых целей. В свою очередь учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения.

Учебную деятельность можно считать полимотивированной, так как мотивы для обучения могут исходить из разных источников: внутренних, внешних и личных.

Внутренние источники – стремление к социально одобряемым достижениям и действиям (познавательные и социальные потребности).

Внешние источники определяются условия жизни обучающегося, являются внешними по отношению к процессу обучения и, как правило, полученные знания и умения служат средством для достижения другой цели.

К ним относятся:

      • ожидание будущих привилегий

      • награда или наказание

      • принуждение

      • требование

      • материальная выгода

      • давление группы

Третья группа источников – личные, к которым относится все, что побуждает к самореализации, самосовершенствованию. Например, интересы и потребности ребенка, установки, которые ему прививают с детства, а также эталоны стереотипы, принятые в обществе.

Часто родители прибегают к методу “кнута и пряника”, пытаясь воздействовать таким образом на ребенка, но как показывает практика, внешние факторы работают лишь до подросткового возраста. Поэтому важно сформировать у ребенка мотивы к обучению, которые будут побуждать его к занятиям без какого-либо материального поощрения или запретов вроде лишения прогулок или компьютера.

Поэтому стоит делать акцент на внутренние и личные факторы. Рассмотрим 5 составляющих учебной мотивации, которые на всю жизнь заложат в ребенке желание к обучению.

Интерес как основа учебной мотивации у ребенка

Познавательный интерес – один из самых сильных мотивов к обучению. Он развивается в три этапа: ситуативный интерес, который возникает в условиях новизны. Затем он становится устойчивым, и в итоге познавательный интерес включается в систему жизненных целей личности.

Чтобы поддерживать высокую мотивацию ребенка, учебный материал должен соответствовать критериям и быть:

      • Разнообразным. Только от обычных уроков с письменными и устными заданиями ребенок быстро устает. Ему становится скучно, поэтому важно вводить разнообразные форматы обучения – презентации, игры, выездные экскурсии, эксперименты, групповые обсуждения и т.д.

      • Новым, но логично вытекающим из усвоенного. Если ребенок не выучил таблицу умножения, то нет смысла объяснять ему степени. Уроки должны быть последовательно связаны друг с другом, но при этом быть с эффектом новизны.

      • Чуть более сложным, чем предыдущий. Если ребенок постоянно решает уравнения одного и того же уровня, при этом щелкает их как орешки, то ему скоро станет скучно. Поэтому постепенно усложняйте задания. 

Автономия для формирования мотивации

Автономия является базовой потребностью у детей, и ее удовлетворение оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Благодаря автономии у ребенка появляется ощущение независимости, уверенности в собственных способностях и самодостаточности.

Чтобы развивать автономию, ребенку важно слышать от родителей и учителей в школе послания, мотивирующие его сделать задание самостоятельно, которые показывают веру в его силы и то, что ошибаться – это естественно и нормально.

Если ребенку не дают выбора, при этом контролируют каждый шаг и ругают за ошибки, то потребность в автономии не развивается должным образом, а внутренняя учебная мотивация падает.

В 70-е учительница начальных классов Барбара Шил провела эксперимент с классов из 36 человек, где почти никто не хотел учиться. Она позволила им заниматься в течение дня, чем они хотят. Конечно, сначала мало кто занимался уроками, некоторые выбрали творчество, а другие стояли на ушах. Эксперимент детям понравился, и было решено его продолжить,

Только теперь Барбара помогала ученикам составить план на день и дала им инструмент для оценки своих результатов – методичку для учителя. Также она объяснила, что есть определенная программа, которую необходимо усвоить. Дети, у которых была свобода выбора и действий, сами захотели изучать учебный материал. В конце эксперимента выяснилось, что у всех детей начала работать внутренняя мотивация, и они достигли нужного результата.

Ощущение собственной компетентности

Потребность в компетентности тесно связана с предыдущей необходимостью в автономности. Она отвечает за желание достигать результатов. Ребенку важно знать, что его знания и навыки позволяют ему самостоятельно решить пример, прочитать текст или нарисовать картинку. 

Например, если родители не дают ребенку подумать над домашним заданием и сразу берутся решать за него, а не вместе с ним, то со временем ощущение, что не может справиться влияет на его чувство компетентности. Это приводит к развитию выученной беспомощности.

Этот феномен был открыт психологом Мартином Селигманом в 1960-е. Он проводил эксперименты с собаками. Две группы животных били не вредным для здоровья током. Отличие заключалось в том, что одна группа могла остановить это, нажимая на рычаг, другая – нет. Когда обе группы поместили в условия с возможностью избежать тока, первая успешно справилась с этой задачей, а другая не делала ничего, так как уже привыкла к тому, что не может с этим справиться.

Для подтверждения этого явления были проведены многократные тесты с людьми.

Выученная беспомощность возникает, когда ребенок часто оказывается в обстоятельствах, когда он ни на что не влияет. Если ему внушать, что ничего не может сделать, то столкнувшись с неудачей в сложной задаче, над посильной он уже не станет думать.

Поэтому так важно создавать ситуации, где ребенок может быть успешен, и обязательно хвалить его и постепенно усложнять задание.

Позитивные взаимоотношения с окружающими

Окружение оказывает значительное влияние на всю деятельность человека, в том числе на учебную мотивацию.

Положительное влияние на учебную мотивацию оказывает работа в командах и общение с единомышленниками.

При этом если большое количество одноклассников проявляет негативное отношение к школе, то дома и во внеурочное время стоит уделять особо внимание развитию позитивного отношения к учебе. 

Единомышленниками, которые поддержат ребенка в академических начинаниях, могут выступать одноклассники, друзья вне школы, дети из кружков, и, конечно же, родители. Главное, мягко направлять, хвалить за успехи и мотивировать заниматься видами деятельности.

Смысл обучения для повышения мотивации

Чтобы сформировать мотивацию к учебной деятельности, необходимо учитывать важный аспект образовательной стратегии – целеполагание. Ребенок и родители должны четко понимать цель обучения, зачем посещать уроки, делать домашние задания и заниматься дополнительной внеурочной деятельностью.

Обязательно спросите ребенка, в чем для него заключается цель обучения. Если он затрудняется с ответом, сформулируйте цель вместе.

Смысл обучения для каждого ребенка зависит от интересов, ценностей, идеалов, которые он перенимает из своего окружения – семьи, друзей и других учеников. Благодаря этому уже при поступлении в 1-ый класс у детей есть определенное отношение к школе. В процессе учебной деятельности оно может улучшаться или ухудшаться в зависимости от других факторов.

Если ребенок осознает значимость обучения, то его успеваемость и учебная мотивация повышаются.

Цели на обучение должны быть соизмеримы с возрастом школьника и не обязательно могут быть глобальными. Также важно разбирать их на понятные шаги. Например, поступить в университет будет звучать слишком непонятно для ученика даже 7 класса.

Вывод

Ребенок с высокой учебной мотивацией:

      • уверен в собственных силах, быстрее и легче справляется с неизвестными и трудными задачами. Более сложные задания включают его познавательный интерес и мотивируют найти решение

      • обладает чувством собственной значимости, так как получает признание от своей семьи, одноклассников и учителей

      • больше склонен к творчеству, не боится пробовать новые виды деятельности и относится к ним с волнительным любопытством, а не тревогой и страхом неудачи

      • гордится собой и своими достижениями, не боится ими делиться

      • с высокой долей вероятности станет более успешным в жизни, так как он адекватно относится к ошибкам, может рисковать и достигать более высоких целей по сравнению со сверстниками.

Учебная мотивация есть внутри каждого человека, но она может подавляться из-за внешних и внутренних причин. Новые знания, полученные умения и отработанные навыки вызывают всплеск гормонов счастья. Важную роль играет самооценка ребенка. Дети с заниженной самооценкой чаще других думают, что не справятся с заданием, могут бросать дело после первой же ошибки, подкрепляя тем самым свою уверенность в то, что ничего не получится. Дети с завышенной самооценкой не могут объективно оценить свои способности, им труднее признавать неудачи. Поэтому так важно, чтобы у ребенка формировалась адекватная самооценка.

Высокая учебная мотивация – это ключ к успеху в учебе, и с вашей помощью ребенок сможет полюбить школу и заниматься с удовольствием. Помогите ему поставить цель обучения, научите его планировать свой день и дайте ему свободу, постепенно усложняйте учебный материал и хвалите его за все успехи, даже незначительные.

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2024-2025”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Отправить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Напишите свой отзыв

Реальные отзывы клиентов

Ниже вы можете прочитать реальные отзывы тех, кто уже прошел обучение у Шамиля Ахмадуллина. Эти отзывы помогают получить более полное представление о его работе и результатах, которых удалось достичь детям и их родителям.

О нас говорят

Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail

Часто задаваемые вопросы

Шамиль Тагирович на данный момент не проводит личные консультации отдельно от курсов. Но вы можете получить профессиональную помощь от сотрудников Детского Центра.
Чтобы записаться на консультацию, отправьте нам заявку по ссылке: https://lesson.shamilahmadullin.com/cms/system/contact.



В соцсетях и на наших бесплатных вебинарах вы можете узнать, как помочь ребенку:

– стать самостоятельнее;
– привить мотивацию учиться;
– развить важные когнитивные навыки (внимание, память, мышление);
– улучшить общеучебные навыки (чтение, письмо, счет);
– повысить успеваемость в школе (чтобы учиться легко и на хорошие оценки);
– стать ответственнее и дисциплинированнее;
– «прокачать» мягкие навыки, такие, например, как навык эффективной коммуникации, креативность и т.д.



Да, мы проводим бесплатные онлайн-мероприятия для родителей.
Ведь информация должна быть доступной вне зависимости от материального и географического положения родителя.
Записаться на встречи можно в разделе “Бесплатно” данного сайта.

Если у ребенка есть диагноз или особенности здоровья, занятия будут полезны, но прогресс в обучении может достигаться медленнее. Это зависит от тяжести заболевания и того, какие навыки у ребенка уже есть.

Вы можете купить книги на маркетплейсах OZON и Wildberries. На нашем сайте в разделе “Книги” вы найдете материалы, которые подойдут именно вашему ребенку в зависимости от возраста и проблематики.

На данный момент обучение есть только в онлайн формате.

Рекомендуем к прочтению

Как научить ребенка определять род существительных

Как научить ребенка определять род существительных Русский от всех других языков отличается тем, что существительные в нем ...

11.04.2025 Читать
Как научить ребенка разбирать сложные предложения

Как научить ребенка разбирать сложные предложения Задания по синтаксическому разбору сложных предложений дети обычно ...

11.04.2025 Читать
Как найти главную мысль в тексте

Как найти главную мысль в тексте Чтение — основной навык, который позволяет детям осваивать новые знания и успешно учиться. ...

11.04.2025 Читать