13.02.2024

5 составляющих учебной мотивации

Поделиться статьей:

Почему одни дети с удовольствием ходят в школу, а родители других детей заставляют их каждый утро подниматься с кровати, чтобы идти на занятия. В этой статье разберем факторы учебной мотивации школьников, а также ее составляющие.

Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения необходимых целей. В свою очередь учебная мотивация — проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения.

Учебную деятельность можно считать полимотивированной, так как мотивы для обучения могут исходить из разных источников: внутренних, внешних и личных.

Внутренние источники — стремление к социально одобряемым достижениям и действиям (познавательные и социальные потребности).

Внешние источники определяются условия жизни обучающегося, являются внешними по отношению к процессу обучения и, как правило, полученные знания и умения служат средством для достижения другой цели.

К ним относятся:

      • ожидание будущих привилегий

      • награда или наказание

      • принуждение

      • требование

      • материальная выгода

      • давление группы

Третья группа источников — личные, к которым относится все, что побуждает к самореализации, самосовершенствованию. Например, интересы и потребности ребенка, установки, которые ему прививают с детства, а также эталоны стереотипы, принятые в обществе.

Часто родители прибегают к методу “кнута и пряника”, пытаясь воздействовать таким образом на ребенка, но как показывает практика, внешние факторы работают лишь до подросткового возраста. Поэтому важно сформировать у ребенка мотивы к обучению, которые будут побуждать его к занятиям без какого-либо материального поощрения или запретов вроде лишения прогулок или компьютера.

Поэтому стоит делать акцент на внутренние и личные факторы. Рассмотрим 5 составляющих учебной мотивации, которые на всю жизнь заложат в ребенке желание к обучению.

Интерес как основа учебной мотивации у ребенка

Познавательный интерес — один из самых сильных мотивов к обучению. Он развивается в три этапа: ситуативный интерес, который возникает в условиях новизны. Затем он становится устойчивым, и в итоге познавательный интерес включается в систему жизненных целей личности.

Чтобы поддерживать высокую мотивацию ребенка, учебный материал должен соответствовать критериям и быть:

      • Разнообразным. Только от обычных уроков с письменными и устными заданиями ребенок быстро устает. Ему становится скучно, поэтому важно вводить разнообразные форматы обучения — презентации, игры, выездные экскурсии, эксперименты, групповые обсуждения и т.д.

      • Новым, но логично вытекающим из усвоенного. Если ребенок не выучил таблицу умножения, то нет смысла объяснять ему степени. Уроки должны быть последовательно связаны друг с другом, но при этом быть с эффектом новизны.

      • Чуть более сложным, чем предыдущий. Если ребенок постоянно решает уравнения одного и того же уровня, при этом щелкает их как орешки, то ему скоро станет скучно. Поэтому постепенно усложняйте задания. 

Автономия для формирования мотивации

Автономия является базовой потребностью у детей, и ее удовлетворение оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Благодаря автономии у ребенка появляется ощущение независимости, уверенности в собственных способностях и самодостаточности.

Чтобы развивать автономию, ребенку важно слышать от родителей и учителей в школе послания, мотивирующие его сделать задание самостоятельно, которые показывают веру в его силы и то, что ошибаться — это естественно и нормально.

Если ребенку не дают выбора, при этом контролируют каждый шаг и ругают за ошибки, то потребность в автономии не развивается должным образом, а внутренняя учебная мотивация падает.

В 70-е учительница начальных классов Барбара Шил провела эксперимент с классов из 36 человек, где почти никто не хотел учиться. Она позволила им заниматься в течение дня, чем они хотят. Конечно, сначала мало кто занимался уроками, некоторые выбрали творчество, а другие стояли на ушах. Эксперимент детям понравился, и было решено его продолжить,

Только теперь Барбара помогала ученикам составить план на день и дала им инструмент для оценки своих результатов — методичку для учителя. Также она объяснила, что есть определенная программа, которую необходимо усвоить. Дети, у которых была свобода выбора и действий, сами захотели изучать учебный материал. В конце эксперимента выяснилось, что у всех детей начала работать внутренняя мотивация, и они достигли нужного результата.

Ощущение собственной компетентности

Потребность в компетентности тесно связана с предыдущей необходимостью в автономности. Она отвечает за желание достигать результатов. Ребенку важно знать, что его знания и навыки позволяют ему самостоятельно решить пример, прочитать текст или нарисовать картинку. 

Например, если родители не дают ребенку подумать над домашним заданием и сразу берутся решать за него, а не вместе с ним, то со временем ощущение, что не может справиться влияет на его чувство компетентности. Это приводит к развитию выученной беспомощности.

Этот феномен был открыт психологом Мартином Селигманом в 1960-е. Он проводил эксперименты с собаками. Две группы животных били не вредным для здоровья током. Отличие заключалось в том, что одна группа могла остановить это, нажимая на рычаг, другая — нет. Когда обе группы поместили в условия с возможностью избежать тока, первая успешно справилась с этой задачей, а другая не делала ничего, так как уже привыкла к тому, что не может с этим справиться.

Для подтверждения этого явления были проведены многократные тесты с людьми.

Выученная беспомощность возникает, когда ребенок часто оказывается в обстоятельствах, когда он ни на что не влияет. Если ему внушать, что ничего не может сделать, то столкнувшись с неудачей в сложной задаче, над посильной он уже не станет думать.

Поэтому так важно создавать ситуации, где ребенок может быть успешен, и обязательно хвалить его и постепенно усложнять задание.

Позитивные взаимоотношения с окружающими

Окружение оказывает значительное влияние на всю деятельность человека, в том числе на учебную мотивацию.

Положительное влияние на учебную мотивацию оказывает работа в командах и общение с единомышленниками.

При этом если большое количество одноклассников проявляет негативное отношение к школе, то дома и во внеурочное время стоит уделять особо внимание развитию позитивного отношения к учебе. 

Единомышленниками, которые поддержат ребенка в академических начинаниях, могут выступать одноклассники, друзья вне школы, дети из кружков, и, конечно же, родители. Главное, мягко направлять, хвалить за успехи и мотивировать заниматься видами деятельности.

Смысл обучения для повышения мотивации

Чтобы сформировать мотивацию к учебной деятельности, необходимо учитывать важный аспект образовательной стратегии — целеполагание. Ребенок и родители должны четко понимать цель обучения, зачем посещать уроки, делать домашние задания и заниматься дополнительной внеурочной деятельностью.

Обязательно спросите ребенка, в чем для него заключается цель обучения. Если он затрудняется с ответом, сформулируйте цель вместе.

Смысл обучения для каждого ребенка зависит от интересов, ценностей, идеалов, которые он перенимает из своего окружения — семьи, друзей и других учеников. Благодаря этому уже при поступлении в 1-ый класс у детей есть определенное отношение к школе. В процессе учебной деятельности оно может улучшаться или ухудшаться в зависимости от других факторов.

Если ребенок осознает значимость обучения, то его успеваемость и учебная мотивация повышаются.

Цели на обучение должны быть соизмеримы с возрастом школьника и не обязательно могут быть глобальными. Также важно разбирать их на понятные шаги. Например, поступить в университет будет звучать слишком непонятно для ученика даже 7 класса.

Вывод

Ребенок с высокой учебной мотивацией:

      • уверен в собственных силах, быстрее и легче справляется с неизвестными и трудными задачами. Более сложные задания включают его познавательный интерес и мотивируют найти решение

      • обладает чувством собственной значимости, так как получает признание от своей семьи, одноклассников и учителей

      • больше склонен к творчеству, не боится пробовать новые виды деятельности и относится к ним с волнительным любопытством, а не тревогой и страхом неудачи

      • гордится собой и своими достижениями, не боится ими делиться

      • с высокой долей вероятности станет более успешным в жизни, так как он адекватно относится к ошибкам, может рисковать и достигать более высоких целей по сравнению со сверстниками.

Учебная мотивация есть внутри каждого человека, но она может подавляться из-за внешних и внутренних причин. Новые знания, полученные умения и отработанные навыки вызывают всплеск гормонов счастья. Важную роль играет самооценка ребенка. Дети с заниженной самооценкой чаще других думают, что не справятся с заданием, могут бросать дело после первой же ошибки, подкрепляя тем самым свою уверенность в то, что ничего не получится. Дети с завышенной самооценкой не могут объективно оценить свои способности, им труднее признавать неудачи. Поэтому так важно, чтобы у ребенка формировалась адекватная самооценка.

Высокая учебная мотивация — это ключ к успеху в учебе, и с вашей помощью ребенок сможет полюбить школу и заниматься с удовольствием. Помогите ему поставить цель обучения, научите его планировать свой день и дайте ему свободу, постепенно усложняйте учебный материал и хвалите его за все успехи, даже незначительные.

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2023-2024”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Открытые мероприятия

Онлайн-марафон «Как помочь ребенку учиться на 4 и 5 в учебном 2024 году»

Подробнее

Бесплатный вебинар «7 причин, мешающих ребенку хорошо учитьс»

Подробнее

Рекомендуем к прочтению

Вечерняя школа: что это такое и в каких случаях переводятся в такое учреждение

Люди не всегда своевременно получают общее образование. Однако к этому вопросу можно вернуться в любое время. Например, ...

05.03.2024 Читать

Социализация детей на домашнем обучении

В школьном классе социализация у абсолютного большинства детей происходит практически сама собой. Тем, у кого с этим имеются ...

01.03.2024 Читать

Эвристическое обучение: для кого оно предназначено

Эта технология – разработка доктора педагогических наук Андрея Викторовича Хуторского. Он член нескольких академий: РАО, ...

01.03.2024 Читать