Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

26.07.2025

Безударные гласные в корне слова: как объяснить ребёнку?

Поделиться статьей:

13 минут чтения

2244 просмотра
Фото аватара

Редакция Детского Центра

Безударные гласные в корне слова: как объяснить ребёнку?

 

Почему «невидимки» в словах так пугают?
Ваш ребёнок пишет «вада» вместо «вода»? Не спешите расстраиваться! Безударные гласные в корне слова — одна из самых частых «ловушек» русского языка для младших школьников (1–4 класс). Почему? Потому что эти гласные звучат нечётко, «прячутся» — их просто не слышно так ясно, как ударные. Главная задача родителя — не просто рассказать правило, а сделать его понятным, наглядным и, что очень важно, не вызвать страх ошибки. Помните: спокойствие, терпение и игровой подход — ваши главные помощники в объяснении сложных тем русского языка. Давайте превратим изучение безударных гласных в увлекательное расследование!

🗣 «Главное — не ругать за ошибки, а создать у ребёнка ощущение, что учёба — это игра, где он может быть успешным. Это работает лучше любого „выучи правило‟. Даже самые „сложные‟ темы становятся лёгкими, если объяснить их в понятной логике и в безопасной атмосфере».

— Шамиль Ахмадуллин

объяснение безударных гласных в корне ребёнку
Наглядные схемы и примеры помогают сделать правило понятным

 

Что такое безударные гласные в корне слова


Давайте представим, что гласные звуки в слове — это жители городка. Самый сильный и заметный житель — тот, на кого падает ударение (мы его произносим громче, дольше и чётче). Остальные гласные в это время отдыхают, говорят тише и не так отчётливо — это и есть безударные гласные.

  • Ударные гласные: слышны ясно и не вызывают сомнений в написании (ле́с, ко́т, вода́).
  • Безударные гласные: звучат слабо, «проглатываются», их легко спутать (лиса́? леса́? ляса́?; вада́? вода́?; гара́? гора́?).

Почему же в корне? Корень — это главная часть слова, в которой заключено его основное значение. И именно гласная в корне часто оказывается в слабом« положении без ударения. Наша задача — найти способ «усилить» её, чтобы услышать правильный звук! Как? С помощью проверочных слов!

 

Как объяснить ребёнку правило безударных гласных — пошаговый алгоритм


Объясняем правило не как догму, а как волшебный ключик к тайне письма. Вот простые шаги:

  • Найди корень слова. Спроси: «Какая часть общая у слов лес, лесной, лесовик?» (Ответ: ЛЕС). Учимся видеть корень. (Подробнее о выделении корня можно прочитать в нашей статье Как научить ребёнка находить корень слова: простые игры)
  • Проверь: под ударением ли гласная в корне? Проговори слово. Если гласная в корне безударная (не самая сильная), идём дальше.
  • Найди проверочное слово! Это самое главное! Объясните: нужно найти такое «родственное» слово (однокоренное), где сомнительная гласная в корне будет под ударением.
  • Леса́ (слышится [и]). Проверочное: ле́с (ударение на Е!). Значит, пишем «леса́«.
  • Вода́ (слышится [а]). Проверочное: во́ды или во́дный (ударение на О!). Значит, пишем «вода́».
  • Гора́ (слышится [а]). Проверочное: го́ры (ударение на О!). Значит, пишем «гора́».
  • Произнеси оба слова и сравни. Пусть ребёнок чётко проговорит проблемное слово и проверочное, услышит разницу и убедится, что под ударением звук ясный.
  • Смело пиши гласную из проверочного слова!

Лайфхаки и игровые приёмы:

  • «Вопросики»: чтобы проверить гласную в корне, задай вопрос: «Лиса — какая? чья? — Ли́сья».
  • «Собери семейку»: подбери как можно больше однокоренных слов к заданному. Кто больше? (Лес: лесовик, лесник, лесной, перелесок, лесочек).
  • Рифмовки-запоминалки: «Букву сомнительную ставь, но сначала проверяй! Ударение подставь — букву верную узнай!».
  • «Ударение-волшебник»: представьте, что ударение — это волшебная палочка, которая делает «невидимку» (безударную гласную) видимой и чёткой в другом слове-родственнике.

🎓 На марафоне Шамиля Ахмадуллина «5 шагов к умению учиться» не даётся сухая теория —  создаются условия, в которых учиться становится легко, понятно и даже интересно. У родителей появляется наконец шанс перестать делать уроки за ребёнка и увидеть, как он справляется сам.

 

Записаться
 

Примеры и задания на закрепление правила

 

Теория — это хорошо, но без практики не обойтись! Вот как можно тренироваться:

 

Таблица-помощник «До и после проверки»:

Слово (сомнительная гласная) Что слышится? Проверочное слово Что пишем?
леса́ [и] ле́с леса́
трава́ [а] тра́вы трава́
зимова́ть [и] зима́ зи́мний
садово́д [а] са́д садово́д
звезда́ [и] зве́зды звезда 
цвето́к [и] цве́т цвето́к

  • Упражнение: подбери проверочное слово. Дайте список слов: столовая, холодный, морской, сапожок, речной, грибной, снежный, цветник. Задача: подобрать проверочное слово к каждому, выделить корень и сомнительную гласную.
  • Игра «Ударение-путешественник»: напишите слово с безударной гласной в корне (например, «полевой»). Задача ребёнка — «поселить» ударение на разные слоги и понять, в каком случае гласная в корне становится ударной и ясной. Какое проверочное слово? (по́ле).
  • Игра «Собери семейство«: назовите слово (напр., «снег»). Ребёнок должен назвать как можно больше родственных слов, где гласная в корне будет под ударением (снегови́к, снега́, снежки́).

Типичные ошибки детей: почему так происходит и как помочь?

 

Понимание ошибок помогает их предотвратить:

🎯 Методика Шамиля Ахмадуллина: «Сигнал тревоги»

Вместо того чтобы ругать за ошибку, предложите ребёнку среагировать как на «сигнал тревоги»: «О, это не ошибка — это знак, что нужно проверить!»

 

На марафоне «5 шагов к умению учиться» мы объясняем родителям, что детям нужно дать понять: не надо бояться ошибаться, а надо видеть в ошибке подсказку — это один из ключевых психологических поворотов для младших школьников.

  • «Пишу, как слышу!»: самая частая причина. Ребёнок искренне пишет то, что слышит ([лисной], [вада]). Как помочь: акцентировать внимание на том, что письмо — это не просто запись звуков, а особый код с правилами. Тренировать слух на разнице звучания ударных и безударных гласных.
  • Неумение выделить корень: если корень не найден, невозможно подобрать верное проверочное слово. Как помочь: больше практиковаться в подборе однокоренных слов, использовать цветное выделение корней. Наша статья Игры для запоминания словарных слов может дать полезные идеи для работы со словами, где корень не всегда очевиден. – Перелинковка 2.
  • Путаница между проверяемыми и словарными словами: ребёнок пытается подобрать проверочное слово к «собака» или «молоко», но не может, и теряется. Как помочь: чётко объяснить, что есть слова, которые можно проверить (лесной → лес), а есть словарные слова, написание которых нужно запомнить (собака, молоко, берёза). Заведите красивый «словарик трудных слов».
  • Пропуск гласной: в спешке или от неуверенности ребёнок может просто пропустить букву (лсной). Как помочь: учить проговаривать слово «по косточкам» (слогам) во время письма, не торопиться.
  • Неправильный подбор проверочного слова: подбирает слово не из той «семьи» (лесной → лиса? нет, корень разный). Как помочь: уделять больше времени формированию понятия «однокоренные слова».

Важно! Реагируйте на ошибки спокойно: «Давай подумаем вместе», «Вспомни наш алгоритм», «Какое проверочное слово могло бы помочь?», «Молодец, что старался! Давай найдём верный вариант». Поддержка важнее критики!

 

игры на безударные гласные
Совместные игры и упражнения ускоряют понимание сложного правила

Как тренировать навык каждый день: от простого к сложному

 

🧠 А вы знали, что способность различать безударные и ударные звуки напрямую связана с вниманием и слуховой концентрацией?

В Детском центре Шамиля Ахмадуллина используется специальная система нейротренажёров, которая помогает детям лучше различать звуки речи, не путать похожие слова и быстрее запоминать орфограммы. Именно с этого начинается уверенность в письме и чтении!

Постоянная, но ненавязчивая практика — залог успеха:

 

  • Мини-диктанты (3-5 предложений): фокусируйтесь на 2-3 «проблемных» словах. После диктанта — обязательная самопроверка с помощью алгоритма и словаря.
  • «Шпаргалочка-напоминалка»: создайте вместе с ребёнком яркую памятку с алгоритмом проверки и примерами. Пусть она лежит на столе.
  • «Карманный словарик»: заведите блокнотик, куда ребёнок сам будет записывать слова, в которых он чаще всего ошибается (с проверкой, если возможно!). Периодически просматривайте.
  • Онлайн-тренажёры и игры: используйте проверенные образовательные платформы с интерактивными заданиями на безударные гласные. Игровая форма повышает мотивацию.
  • Таблица «Трудные слова»: постепенно заполняйте таблицу словами, которые не проверяются (словарные) или вызывают особые трудности (типа «растение/роща»).
  • Постепенное усложнение: начинайте с простых слов (сад — сады), переходите к более сложным (холода — холод, ходить — ход), затем к словам с чередованиями (растение/роща — это тема для 3-4 класса).

Устали от бесконечных ошибок в тетрадях? ✍️

 

Как превратить изучение русского языка в начальной школе в захватывающее приключение? Шамиль Ахмадуллин поможет не только разобраться с безударными гласными, но и полюбить родной язык.


👉 Подарите ребёнку уверенность в своих знаниях! 

 

Забронируйте

 

 

FAQ про безударные гласные

 

🧩 Что делать, если ребёнок вообще не хочет проверять гласные?

 

✏️ Ответ эксперта:

«Если ребёнок не хочет проверять гласную — скорее всего, он не видит смысла. Значит, нужно дать ему почувствовать победу: выбрать 3 «ошибочных» слова, где он исправит сам — и получит аплодисменты, наклейку, или право придумать своё слово. Принцип успеха — ключевой. Без него не будет желания учиться».

Шамиль Ахмадуллин

  • Почему нельзя писать безударные гласные «как слышится»?
    Потому что в русском языке одна и та же буква может обозначать разные звуки в ударном и безударном положении (например, буква «О» звучит как [о] под ударением (дом) и как [а] или [ъ] без ударения (дома́ [дама́], водовоз [вадавос]). Правило помогает выбрать правильную букву, а не передать звук.
  • Что делать, если не могу подобрать проверочное слово?
    Скорее всего, это словарное слово, которое нужно запомнить (например, «собака», «молоко», «берёза»). Запиши его в свой словарик и почаще заглядывай туда. Или проверь по орфографическому словарю. Если сомневаешься — спроси у взрослого.
  • Как объяснить разницу между словарными словами и проверяемыми?
    Проверяемые слова как послушные ученики: у них есть «старший брат» (проверочное слово), который показывает, какую букву писать. Словарные слова как маленькие упрямцы: их написание нужно просто выучить наизусть, другого способа нет.
  • Когда лучше учить правило — в первом или во втором классе?
    Основное правило безударных гласных в корне (для проверяемых слов) обычно проходят во 2 классе. В 1 классе идет подготовка: учат ставить ударение, выделять корень, подбирать однокоренные слова. Но если ребёнок проявляет интерес раньше — можно объяснять в игровой форме!
  • Есть ли хорошие приложения или видео для закрепления темы?
    Да! Ищите приложения типа «Грамотей», «Русский язык — учим правила», «Буквограмма» (детские версии). На YouTube много каналов с обучающими мультиками и песенками про безударные гласные (например, «Шишкина школа», «Уроки тётушки Совы»). Выбирайте проверенные ресурсы!
  • Как сочинять «семьи слов» с ребёнком?
    Начните с простого слова (ЛЕС). Спросите: «Кто живет в лесу?« (лесник, леший). «Какой бывает лес?» (лесной, лесничий). «Маленький лес?» (лесочек, перелесок). Записывайте или рисуйте. Отличные идеи для таких игр есть в нашем обзоре Лучшие настольные игры для изучения русского языка. 
  • Нужно ли учить все примеры «наизусть»?
    Нет, учить наизусть списки слов бессмысленно. Важно понять принцип и алгоритм проверки. Практика (подбор проверочных слов, диктанты, игры) гораздо эффективнее.
  • Почему так важно знать, где корень?
    Потому что правило безударных гласных применяется именно к гласной в корне. Если неправильно выделишь корень, то и проверочное слово подберешь неверно (например, «победить» — корень -БЕД-? Нет! -ПОБЕД-; проверочное «победа» пишем «победа» через Е).
  • Как сам ребёнок может себя проверить? Научить его простому алгоритму:

1) Прочитай написанное слово. 

2) Найди корень. 

3) Если гласная в корне безударная — подумай, какое проверочное слово? 

4) Сверь написание. 

5) Если не знаешь или сомневаешься — спроси взрослого или загляни в словарик.

  • Что делать, если правило забывается?
    Это нормально! Повторение — мать учения. Возвращайтесь к памятке, играйте в игры на подбор проверочных слов, делайте короткие диктанты. Главное — не ругать, а напомнить алгоритм и похвалить за старание.
словарик безударных гласных для детей
Мини-словари трудных слов — отличная поддержка для младших школьников

 

Заключение

 

Освоение правила безударных гласных в корне слова — важный этап на пути к уверенной грамотности вашего ребёнка. Это не спринт, а марафон, требующий терпения, понимания и регулярной практики. Помните: ваша поддержка, позитивный настрой и использование игровых методов сделают процесс обучения русскому языку в начальной школе гораздо легче и приятнее. Не бойтесь ошибок — они ступеньки к успеху. Объясняйте просто, тренируйтесь постепенно, отмечайте успехи, и тогда безударные гласные перестанут быть «невидимками», превратившись в верных помощников на страницах школьных тетрадей!

5 дневный онлайн-марафон
“КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОЛЮБИТЬ УЧИТЬСЯ”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Отправить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Напишите свой отзыв

Шамиль Ахмадуллин. Личный блог
Средняя оценка:  
 0 reviews

Реальные отзывы клиентов

Узнайте, что думают те, кто уже прошел обучение у Шамиля Ахмадуллина. Эти отзывы помогают получить более полное представление о его методах и результатах учеников и их родителей.

О нас говорят

Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail

Часто задаваемые вопросы

Шамиль Тагирович на данный момент не проводит личные консультации отдельно от курсов. Но вы можете получить профессиональную помощь от сотрудников Детского Центра.
Чтобы записаться на консультацию и понять, почему именно Ваш ребенок не хочет учиться, оставьте заявку на бесплатную диагностику для родителей школьников 1-8 класса.



В соцсетях и на наших бесплатных вебинарах вы можете узнать, как помочь ребенку:

– стать самостоятельнее;
– привить мотивацию учиться;
– развить важные когнитивные навыки (внимание, память, мышление);
– улучшить общеучебные навыки (чтение, письмо, счет);
– повысить успеваемость в школе (чтобы учиться легко и на хорошие оценки);
– стать ответственнее и дисциплинированнее;
– «прокачать» мягкие навыки, такие, например, как навык эффективной коммуникации, креативность и т.д.



Да, мы проводим бесплатные онлайн-мероприятия для родителей.
Мы считаем, что такая важная информация должна быть доступной как можно большему числу родителей вне зависимости от их материального и географического положения.
Записаться на встречи можно в разделе “Бесплатно” или выбрать подходящее мероприятие в соответствующем блоке на Главной странице сайта.

Если у ребенка есть диагноз или особенности здоровья, занятия будут полезны, но прогресс в обучении может достигаться медленнее. Это зависит от тяжести заболевания и того, какие навыки у ребенка уже есть.

Вы можете купить книги на маркетплейсах OZON и Wildberries. На нашем сайте в разделе “Книги” вы найдете материалы, которые подойдут именно вашему ребенку в зависимости от возраста и проблематики.

На данный момент обучение есть только в онлайн формате. В разделе “Обучающие программы” Вы найдете актуальные курсы и другие онлайн-мероприятия Детского центра Шамиля Ахмадуллина.

Рекомендуем к прочтению

Задания на развитие логики у детей: эффективные методы и лучшие упражнения

Задания на развитие логики у детей: эффективные методы и лучшие упражнения   Развитие логического мышления у детей ...

31.07.2025 Читать
Метафора и эпитет: простое и понятное объяснение детям

Метафора и эпитет: простое и понятное объяснение детям   Почему одни тексты мы читаем с интересом и яркими образами ...

31.07.2025 Читать
Игры для развития мозга у детей: весело и с пользой

Игры для развития мозга у детей: весело и с пользой   Развитие мозга у детей — это фундамент, на котором строятся ...

31.07.2025 Читать