Пишем сочинения правильно: как начать и построить структуру
Сочинения учат школьников правильно выражать собственные мнения и мысли. Ученики пишут их начиная с первого класса. Младшим школьникам предлагаются легкие темы, например, написать о летних каникулах, осени или изображенном на картине сюжете. В средней школе сочинения пишутся на основе художественных произведений. Нередко даются философские темы, например, любовь и дружба, смысл жизни, любимая профессия. Сочинения задают не только на литературе. С ними можно столкнуться на истории, английском языке или обществознании.
Навыки изложения собственных мыслей пригодятся не только в школе. Взрослый человек использует их в профессиональной деятельности. Нередко работа писателя, журналиста или блогера становится основной. Расскажем, как правильно начать писать сочинение, построить его структуру и сделать его интересным для читателя.
Подготовка к написанию
Не только детям, но и взрослым бывает трудно начать работу. В сочинении самой сложной частью становится вступление. Упростить его написание помогут следующие рекомендации:
• Правильный выбор темы. Попытайтесь разобраться, о чем нужно писать. Поразмышляйте над темой вместе с ребенком. Если она сложна и сформулирована слишком запутанно, постарайтесь упростить ее и составить тезисный план.
• Анализ контекста. Нередко для написания сочинения используются источники дополнительной информации. Например, после прочтения художественного произведения ребенок должен ознакомиться с краткой биографией автора и особенностями времени, в которое он жил. Благодаря такой информации, ребенок выражает свое мнение без привязки к современным реалиям, которая не всегда оправдана.
Как строится структура сочинения
Любой текст состоит из введения, основы и заключения. Читая вступление, мы знакомимся с темой. Эта часть не должна занимать более 20% сочинения. Основной блок используется для раскрытия темы. Заключение помогает подвести краткий итог. Его объем должен быть меньше, чем у введения.
Однако структура может меняться в зависимости от вида сочетания. В школьной программе применяются 3 типа таких текстов с разными целями.
Сочинение-повествование
Такое сочинение рассказывает о чем-либо в определенной хронологии. Например, ученик пишет об интересных случаях из собственной жизни, исторических событиях. Для подготовки ребенка к написанию сочинения подробно обсуждают с ним тему, оценивают уровень владения информацией. При необходимости ищут дополнительные источники, помогающие восполнить обнаруженные пробелы. Ребенок должен устно рассказать историю, о которой он затем будет писать. Это повествование ляжет в основу сочинения. Структура текста включает:
• Вступление. В нем кратко рассказывается о событии, месте и времени его развития.
• Завязку. В блоке следует рассказать, с чего все начиналось, охарактеризовать участников события, описать предшествующую ему ситуацию.
• Кульминацию. Она подводит читателя к основному событию. Это наиболее яркий и напряженный момент повествования, раскрывающий тему.
• Развязку. Здесь рассказывается, какие события следовали за кульминацией, к чему они привели.
• Заключение. В этом блоке допускается рассуждение об отношении ребенка к ситуации, сделанных выводах.
Сочинение-описание
В сочинении описывают предметы и явления, их признаки. Это могут быть персонажи литературных произведений, картины известных художников, природа. В структуру текста должны входить:
• Представление предмета. Если вы пишете о герое произведения, расскажите, что это за человек, в какую эпоху он жил и какие поступки совершал. Нелишним будет оценка роли персонажа в произведении.
• Описание признаков предмета. Расскажите о внешности и личных качествах персонажа. Если это явление или неодушевленный предмет, опишите основные характеристики. Важно не просто перечислять все качества подряд, а выделять наиболее яркие и отличающие предмет описания.
• Мнение ученика. Расскажите о своем отношении к персонажу или предмету. Можно изложить свои мысли и провести параллели с другими произведениями. Если герой не вызывает у вас положительных эмоций, напишите это. Однако нужно уметь аргументировать свое мнение.
• Заключение. В этой части делается вывод из написанного. Изложите, какую роль персонаж играет в произведении. Если это картина, опишите свое отношение к изображенному сюжету, подумайте, что до нас хотел донести автор.
Сочинение-рассуждение
Значительную часть сочинения составляют собственные мысли человека. Это может быть отзыв о художественном произведении, изложение мнения о том или ином явлении. При написании сочинения-рассуждения необходимо подробно изучить проблему. Перед началом работы попробуйте поговорить с ребенком на выбранную тему, спросите, как он относится к явлению или предмету, почему он думает так, а не по-другому. Подобные рассуждения и споры помогут ребенку собрать необходимый для написания сочинения материал. Структура текста будет включать:
• Тезис (вступительную часть). Ученик кратко описывает свое отношение к рассматриваемой проблеме. Начать сочинение можно с цитаты или заявленного в цитате тезиса. Наличие вопросительных предложений допускается, а иногда и приветствуется.
• Аргументы. Они должны убедить читателя согласиться с обозначенной точкой зрения. На этом этапе используются цитаты, собственные рассуждения или экспертные мнения. Чем больше убедительных доводов приводится, тем лучше. При рассмотрении спорных тем стоит приводить и противоположные точки зрения.
• Заключение. Необходимо кратко подвести итог написанному ранее. Например, какое значение для человечества имеет обозначенная проблема, какие пути решения возможны.
Особенности экзаменационных сочинений
Экзаменационные задания по русскому языку и литературе обязательно включают сочинения. На ОГЭ – это рассуждение небольшого объема. Во время ЕГЭ пишется итоговое сочинение на достаточно сложную тему. С подобным заданием выпускник также может столкнуться на истории или обществознании.
Эссе, сочинение и изложение: различия
Эти виды текстов отличаются конструкцией, целями и стилистикой. Сочинение имеет стандартизированную структуру, требует обязательной аргументации мнения, написания в сдержанном стиле. Его целью является обучение умению излагать собственные мысли в правильной последовательности, проводить анализ и делать выводы.
Эссе отражает субъективное мнение автора о предмете или явлении. Его можно писать в произвольной форме, аргументация мнения не считается обязательной. В работе могут применяться художественные приемы, фразеологизмы и не требующие ответа вопросы. Наличие вывода в эссе необязательно.
Изложение также сильно отличается от сочинения. Это краткий пересказ прочитанного текста без рассуждения. Написание изложения помогает проверить способность запоминать и воспроизводить текстовую информацию.
Чем полезны сочинения
Написание сочинений помогает:
1. Научиться размышлять. Перед написанием сочинения ученик изучает и анализирует большие объемы информации, обобщает собственный или чужой опыт. Он учится искать и сопоставлять факты, приводить аргументы.
2. Учиться мыслить логически. Сочинение имеет четкую структуру, логически связанные между собой части. Умение излагать мысли последовательно предлагается в профессиональной деятельности.
3. Развивать творческие способности. Полезно писать интересно, несколько отклоняясь от шаблонов. Для этого нужно проявлять творческие способности и креативное мышление. Люди, с удовольствием писавшие сочинения в школе, нередко связывают свою жизнь с журналистикой.
Как привить ребенку любовь к написанию сочинений
Далеко не все дети с удовольствием выполняют такие задания. Нередко они вызывают у них отторжение и чувство скуки. Приведем несколько рекомендаций, которые помогут сделать так, чтобы ребенку нравилось писать сочинения:
• Начните вести блог или дневник. В них ребенок будет рассказывать об интересных событиях, делиться впечатлениями о просмотренных фильмах и прочитанных книгах. Дневниковые записи становятся своеобразными сочинениями. Они учат ребенка анализировать и грамотно излагать мысли.
• Чаще читайте книги. Обращайте внимание на классические произведения, если хотите, чтобы ребенок научился красиво писать сочинения. Чтение расширяет кругозор, помогает пополнить словарный запас, учит думать и рассуждать. Хорошо, если ребенок сможет написать краткий отзыв о прочитанном произведении.
• Посещайте литературный кружок. На занятиях профессионалы учат детей писать красиво и правильно. Авторы участвуют в конкурсах, что мотивирует их заниматься больше и качественнее, пробуждает интерес к писательству.
Вывод
Чтобы правильно написать сочинение, необходимо определить его тип, выбрать соответствующую структуру и подробно изучить тематическую информацию. Далеко не у всех учеников получается правильно выражать свои мысли сразу. С помощью чтения книг ребенок научится писать сочинения правильно, увеличит словарный запас и расширит кругозор.
5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2024-2025”

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:
- отложить гаджеты;
- без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
- учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Теги статьи
Понравилась статья? Поделитесь ей!
Рекомендуем к прочтению
Как повысить успеваемость ребенка в школе: эффективные методы
Как повысить успеваемость ребенка в школе: эффективные методы Порой случается так, что успеваемость ребенка в школе ...
Как научить ребенка английскому языку: эффективные методы и советы
Как научить ребенка английскому языку: эффективные методы и советы Английский язык — это не просто предмет в школе, а ключ ...
Скорочтение для детей 1 класса — упражнения, техники и обучение
Скорочтение для детей 1 класса — упражнения, техники и обучение Что такое скорочтение и зачем оно нужно ...