Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

01.03.2024

Пишем сочинения правильно: как начать и построить структуру

Поделиться статьей:

9 минут чтения

533 просмотра
Фото аватара

Редакция Детского Центра

Как правильно писать сочинения: с чего начать и как построить структуру текста

Сочинения учат школьников правильно выражать собственные мнения и мысли. Ученики пишут их начиная с первого класса. Младшим школьникам предлагаются легкие темы, например, написать о летних каникулах, осени или изображенном на картине сюжете. В средней школе сочинения пишутся на основе художественных произведений. Нередко даются философские темы, например, любовь и дружба, смысл жизни, любимая профессия. Сочинения задают не только на литературе. С ними можно столкнуться на истории, английском языке или обществознании.

[xyz-ihs snippet=”4″]

 

Навыки изложения собственных мыслей пригодятся не только в школе. Взрослый человек использует их в профессиональной деятельности. Нередко работа писателя, журналиста или блогера становится основной. Расскажем, как правильно начать писать сочинение, построить его структуру и сделать его интересным для читателя.

Подготовка к написанию

Не только детям, но и взрослым бывает трудно начать работу. В сочинении самой сложной частью становится вступление. Упростить его написание помогут следующие рекомендации:

      • Правильный выбор темы. Попытайтесь разобраться, о чем нужно писать. Поразмышляйте над темой вместе с ребенком. Если она сложна и сформулирована слишком запутанно, постарайтесь упростить ее и составить тезисный план.

      • Анализ контекста. Нередко для написания сочинения используются источники дополнительной информации. Например, после прочтения художественного произведения ребенок должен ознакомиться с краткой биографией автора и особенностями времени, в которое он жил. Благодаря такой информации, ребенок выражает свое мнение без привязки к современным реалиям, которая не всегда оправдана.

Как строится структура сочинения

Любой текст состоит из введения, основы и заключения. Читая вступление, мы знакомимся с темой. Эта часть не должна занимать более 20% сочинения. Основной блок используется для раскрытия темы. Заключение помогает подвести краткий итог. Его объем должен быть меньше, чем у введения.

Однако структура может меняться в зависимости от вида сочетания. В школьной программе применяются 3 типа таких текстов с разными целями.

Сочинение-повествование

Такое сочинение рассказывает о чем-либо в определенной хронологии. Например, ученик пишет об интересных случаях из собственной жизни, исторических событиях. Для подготовки ребенка к написанию сочинения подробно обсуждают с ним тему, оценивают уровень владения информацией. При необходимости ищут дополнительные источники, помогающие восполнить обнаруженные пробелы. Ребенок должен устно рассказать историю, о которой он затем будет писать. Это повествование ляжет в основу сочинения. Структура текста включает:

      • Вступление. В нем кратко рассказывается о событии, месте и времени его развития.

      • Завязку. В блоке следует рассказать, с чего все начиналось, охарактеризовать участников события, описать предшествующую ему ситуацию.

      • Кульминацию. Она подводит читателя к основному событию. Это наиболее яркий и напряженный момент повествования, раскрывающий тему.

      • Развязку. Здесь рассказывается, какие события следовали за кульминацией, к чему они привели.

      • Заключение. В этом блоке допускается рассуждение об отношении ребенка к ситуации, сделанных выводах.

Сочинение-описание

В сочинении описывают предметы и явления, их признаки. Это могут быть персонажи литературных произведений, картины известных художников, природа. В структуру текста должны входить:

      • Представление предмета. Если вы пишете о герое произведения, расскажите, что это за человек, в какую эпоху он жил и какие поступки совершал. Нелишним будет оценка роли персонажа в произведении.

      • Описание признаков предмета. Расскажите о внешности и личных качествах персонажа. Если это явление или неодушевленный предмет, опишите основные характеристики. Важно не просто перечислять все качества подряд, а выделять наиболее яркие и отличающие предмет описания.

      • Мнение ученика. Расскажите о своем отношении к персонажу или предмету. Можно изложить свои мысли и провести параллели с другими произведениями. Если герой не вызывает у вас положительных эмоций, напишите это. Однако нужно уметь аргументировать свое мнение.

      • Заключение. В этой части делается вывод из написанного. Изложите, какую роль персонаж играет в произведении. Если это картина, опишите свое отношение к изображенному сюжету, подумайте, что до нас хотел донести автор.

Сочинение-рассуждение

Значительную часть сочинения составляют собственные мысли человека. Это может быть отзыв о художественном произведении, изложение мнения о том или ином явлении. При написании сочинения-рассуждения необходимо подробно изучить проблему. Перед началом работы попробуйте поговорить с ребенком на выбранную тему, спросите, как он относится к явлению или предмету, почему он думает так, а не по-другому. Подобные рассуждения и споры помогут ребенку собрать необходимый для написания сочинения материал. Структура текста будет включать:

      • Тезис (вступительную часть). Ученик кратко описывает свое отношение к рассматриваемой проблеме. Начать сочинение можно с цитаты или заявленного в цитате тезиса. Наличие вопросительных предложений допускается, а иногда и приветствуется.

      • Аргументы. Они должны убедить читателя согласиться с обозначенной точкой зрения. На этом этапе используются цитаты, собственные рассуждения или экспертные мнения. Чем больше убедительных доводов приводится, тем лучше. При рассмотрении спорных тем стоит приводить и противоположные точки зрения.

      • Заключение. Необходимо кратко подвести итог написанному ранее. Например, какое значение для человечества имеет обозначенная проблема, какие пути решения возможны.

Особенности экзаменационных сочинений

Экзаменационные задания по русскому языку и литературе обязательно включают сочинения. На ОГЭ – это рассуждение небольшого объема. Во время ЕГЭ пишется итоговое сочинение на достаточно сложную тему. С подобным заданием выпускник также может столкнуться на истории или обществознании.

Эссе, сочинение и изложение: различия

Эти виды текстов отличаются конструкцией, целями и стилистикой. Сочинение имеет стандартизированную структуру, требует обязательной аргументации мнения, написания в сдержанном стиле. Его целью является обучение умению излагать собственные мысли в правильной последовательности, проводить анализ и делать выводы.

Эссе отражает субъективное мнение автора о предмете или явлении. Его можно писать в произвольной форме, аргументация мнения не считается обязательной. В работе могут применяться художественные приемы, фразеологизмы и не требующие ответа вопросы. Наличие вывода в эссе необязательно.

Изложение также сильно отличается от сочинения. Это краткий пересказ прочитанного текста без рассуждения. Написание изложения помогает проверить способность запоминать и воспроизводить текстовую информацию. 

Чем полезны сочинения

Написание сочинений помогает:

1. Научиться размышлять. Перед написанием сочинения ученик изучает и анализирует большие объемы информации, обобщает собственный или чужой опыт. Он учится искать и сопоставлять факты, приводить аргументы.

2. Учиться мыслить логически. Сочинение имеет четкую структуру, логически связанные между собой части. Умение излагать мысли последовательно предлагается в профессиональной деятельности.

3. Развивать творческие способности. Полезно писать интересно, несколько отклоняясь от шаблонов. Для этого нужно проявлять творческие способности и креативное мышление. Люди, с удовольствием писавшие сочинения в школе, нередко связывают свою жизнь с журналистикой.

Как привить ребенку любовь к написанию сочинений

Далеко не все дети с удовольствием выполняют такие задания. Нередко они вызывают у них отторжение и чувство скуки. Приведем несколько рекомендаций, которые помогут сделать так, чтобы ребенку нравилось писать сочинения:

      • Начните вести блог или дневник. В них ребенок будет рассказывать об интересных событиях, делиться впечатлениями о просмотренных фильмах и прочитанных книгах. Дневниковые записи становятся своеобразными сочинениями. Они учат ребенка анализировать и грамотно излагать мысли.

      • Чаще читайте книги. Обращайте внимание на классические произведения, если хотите, чтобы ребенок научился красиво писать сочинения. Чтение расширяет кругозор, помогает пополнить словарный запас, учит думать и рассуждать. Хорошо, если ребенок сможет написать краткий отзыв о прочитанном произведении.

      • Посещайте литературный кружок. На занятиях профессионалы учат детей писать красиво и правильно. Авторы участвуют в конкурсах, что мотивирует их заниматься больше и качественнее, пробуждает интерес к писательству.

Вывод

Чтобы правильно написать сочинение, необходимо определить его тип, выбрать соответствующую структуру и подробно изучить тематическую информацию. Далеко не у всех учеников получается правильно выражать свои мысли сразу. С помощью чтения книг ребенок научится писать сочинения правильно, увеличит словарный запас и расширит кругозор.

5 дневный онлайн-марафон
“КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОЛЮБИТЬ УЧИТЬСЯ”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Отправить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Напишите свой отзыв

Реальные отзывы клиентов

Узнайте, что думают те, кто уже прошел обучение у Шамиля Ахмадуллина. Эти отзывы помогают получить более полное представление о его методах и результатах учеников и их родителей.

О нас говорят

Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail
Thumbnail

Часто задаваемые вопросы

Шамиль Тагирович на данный момент не проводит личные консультации отдельно от курсов. Но вы можете получить профессиональную помощь от сотрудников Детского Центра.
Чтобы записаться на консультацию и понять, почему именно Ваш ребенок не хочет учиться, оставьте заявку на бесплатную диагностику для родителей школьников 1-8 класса.



В соцсетях и на наших бесплатных вебинарах вы можете узнать, как помочь ребенку:

– стать самостоятельнее;
– привить мотивацию учиться;
– развить важные когнитивные навыки (внимание, память, мышление);
– улучшить общеучебные навыки (чтение, письмо, счет);
– повысить успеваемость в школе (чтобы учиться легко и на хорошие оценки);
– стать ответственнее и дисциплинированнее;
– «прокачать» мягкие навыки, такие, например, как навык эффективной коммуникации, креативность и т.д.



Да, мы проводим бесплатные онлайн-мероприятия для родителей.
Мы считаем, что такая важная информация должна быть доступной как можно большему числу родителей вне зависимости от их материального и географического положения.
Записаться на встречи можно в разделе “Бесплатно” или выбрать подходящее мероприятие в соответствующем блоке на Главной странице сайта.

Если у ребенка есть диагноз или особенности здоровья, занятия будут полезны, но прогресс в обучении может достигаться медленнее. Это зависит от тяжести заболевания и того, какие навыки у ребенка уже есть.

Вы можете купить книги на маркетплейсах OZON и Wildberries. На нашем сайте в разделе “Книги” вы найдете материалы, которые подойдут именно вашему ребенку в зависимости от возраста и проблематики.

На данный момент обучение есть только в онлайн формате. В разделе “Обучающие программы” Вы найдете актуальные курсы и другие онлайн-мероприятия Детского центра Шамиля Ахмадуллина.

Рекомендуем к прочтению

Чем занять ребенка летом: идеи для летних каникул, чтобы отдых был с пользой

Чем занять ребенка летом: ТОП-7 самых полезных вариантов для школьников Лето — долгожданная пора отдыха от школьных забот, ...

30.05.2025 Читать
Прямая речь в русском языке

Прямая речь в русском языке — правила, примеры, упражнения В художественных, новостных и рекламных текстах часто встречается ...

21.05.2025 Читать
Система и методы развития мышления

Как развить мышление Мышление — важнейшая когнитивная функция, от которой зависит способность человека к обучению, принятию ...

18.05.2025 Читать