01.03.2024

Пишем сочинения правильно: как начать и построить структуру

Поделиться статьей:

Сочинения учат школьников правильно выражать собственные мнения и мысли. Ученики пишут их начиная с первого класса. Младшим школьникам предлагаются легкие темы, например, написать о летних каникулах, осени или изображенном на картине сюжете. В средней школе сочинения пишутся на основе художественных произведений. Нередко даются философские темы, например, любовь и дружба, смысл жизни, любимая профессия. Сочинения задают не только на литературе. С ними можно столкнуться на истории, английском языке или обществознании.

Навыки изложения собственных мыслей пригодятся не только в школе. Взрослый человек использует их в профессиональной деятельности. Нередко работа писателя, журналиста или блогера становится основной. Расскажем, как правильно начать писать сочинение, построить его структуру и сделать его интересным для читателя.

Подготовка к написанию

Не только детям, но и взрослым бывает трудно начать работу. В сочинении самой сложной частью становится вступление. Упростить его написание помогут следующие рекомендации:

      • Правильный выбор темы. Попытайтесь разобраться, о чем нужно писать. Поразмышляйте над темой вместе с ребенком. Если она сложна и сформулирована слишком запутанно, постарайтесь упростить ее и составить тезисный план.

      • Анализ контекста. Нередко для написания сочинения используются источники дополнительной информации. Например, после прочтения художественного произведения ребенок должен ознакомиться с краткой биографией автора и особенностями времени, в которое он жил. Благодаря такой информации, ребенок выражает свое мнение без привязки к современным реалиям, которая не всегда оправдана.

Как строится структура сочинения

Любой текст состоит из введения, основы и заключения. Читая вступление, мы знакомимся с темой. Эта часть не должна занимать более 20% сочинения. Основной блок используется для раскрытия темы. Заключение помогает подвести краткий итог. Его объем должен быть меньше, чем у введения.

Однако структура может меняться в зависимости от вида сочетания. В школьной программе применяются 3 типа таких текстов с разными целями.

Сочинение-повествование

Такое сочинение рассказывает о чем-либо в определенной хронологии. Например, ученик пишет об интересных случаях из собственной жизни, исторических событиях. Для подготовки ребенка к написанию сочинения подробно обсуждают с ним тему, оценивают уровень владения информацией. При необходимости ищут дополнительные источники, помогающие восполнить обнаруженные пробелы. Ребенок должен устно рассказать историю, о которой он затем будет писать. Это повествование ляжет в основу сочинения. Структура текста включает:

      • Вступление. В нем кратко рассказывается о событии, месте и времени его развития.

      • Завязку. В блоке следует рассказать, с чего все начиналось, охарактеризовать участников события, описать предшествующую ему ситуацию.

      • Кульминацию. Она подводит читателя к основному событию. Это наиболее яркий и напряженный момент повествования, раскрывающий тему.

      • Развязку. Здесь рассказывается, какие события следовали за кульминацией, к чему они привели.

      • Заключение. В этом блоке допускается рассуждение об отношении ребенка к ситуации, сделанных выводах.

Сочинение-описание

В сочинении описывают предметы и явления, их признаки. Это могут быть персонажи литературных произведений, картины известных художников, природа. В структуру текста должны входить:

      • Представление предмета. Если вы пишете о герое произведения, расскажите, что это за человек, в какую эпоху он жил и какие поступки совершал. Нелишним будет оценка роли персонажа в произведении.

      • Описание признаков предмета. Расскажите о внешности и личных качествах персонажа. Если это явление или неодушевленный предмет, опишите основные характеристики. Важно не просто перечислять все качества подряд, а выделять наиболее яркие и отличающие предмет описания.

      • Мнение ученика. Расскажите о своем отношении к персонажу или предмету. Можно изложить свои мысли и провести параллели с другими произведениями. Если герой не вызывает у вас положительных эмоций, напишите это. Однако нужно уметь аргументировать свое мнение.

      • Заключение. В этой части делается вывод из написанного. Изложите, какую роль персонаж играет в произведении. Если это картина, опишите свое отношение к изображенному сюжету, подумайте, что до нас хотел донести автор.

Сочинение-рассуждение

Значительную часть сочинения составляют собственные мысли человека. Это может быть отзыв о художественном произведении, изложение мнения о том или ином явлении. При написании сочинения-рассуждения необходимо подробно изучить проблему. Перед началом работы попробуйте поговорить с ребенком на выбранную тему, спросите, как он относится к явлению или предмету, почему он думает так, а не по-другому. Подобные рассуждения и споры помогут ребенку собрать необходимый для написания сочинения материал. Структура текста будет включать:

      • Тезис (вступительную часть). Ученик кратко описывает свое отношение к рассматриваемой проблеме. Начать сочинение можно с цитаты или заявленного в цитате тезиса. Наличие вопросительных предложений допускается, а иногда и приветствуется.

      • Аргументы. Они должны убедить читателя согласиться с обозначенной точкой зрения. На этом этапе используются цитаты, собственные рассуждения или экспертные мнения. Чем больше убедительных доводов приводится, тем лучше. При рассмотрении спорных тем стоит приводить и противоположные точки зрения.

      • Заключение. Необходимо кратко подвести итог написанному ранее. Например, какое значение для человечества имеет обозначенная проблема, какие пути решения возможны.

Особенности экзаменационных сочинений

Экзаменационные задания по русскому языку и литературе обязательно включают сочинения. На ОГЭ – это рассуждение небольшого объема. Во время ЕГЭ пишется итоговое сочинение на достаточно сложную тему. С подобным заданием выпускник также может столкнуться на истории или обществознании.

Эссе, сочинение и изложение: различия

Эти виды текстов отличаются конструкцией, целями и стилистикой. Сочинение имеет стандартизированную структуру, требует обязательной аргументации мнения, написания в сдержанном стиле. Его целью является обучение умению излагать собственные мысли в правильной последовательности, проводить анализ и делать выводы.

Эссе отражает субъективное мнение автора о предмете или явлении. Его можно писать в произвольной форме, аргументация мнения не считается обязательной. В работе могут применяться художественные приемы, фразеологизмы и не требующие ответа вопросы. Наличие вывода в эссе необязательно.

Изложение также сильно отличается от сочинения. Это краткий пересказ прочитанного текста без рассуждения. Написание изложения помогает проверить способность запоминать и воспроизводить текстовую информацию. 

Чем полезны сочинения

Написание сочинений помогает:

1. Научиться размышлять. Перед написанием сочинения ученик изучает и анализирует большие объемы информации, обобщает собственный или чужой опыт. Он учится искать и сопоставлять факты, приводить аргументы.

2. Учиться мыслить логически. Сочинение имеет четкую структуру, логически связанные между собой части. Умение излагать мысли последовательно предлагается в профессиональной деятельности.

3. Развивать творческие способности. Полезно писать интересно, несколько отклоняясь от шаблонов. Для этого нужно проявлять творческие способности и креативное мышление. Люди, с удовольствием писавшие сочинения в школе, нередко связывают свою жизнь с журналистикой.

Как привить ребенку любовь к написанию сочинений

Далеко не все дети с удовольствием выполняют такие задания. Нередко они вызывают у них отторжение и чувство скуки. Приведем несколько рекомендаций, которые помогут сделать так, чтобы ребенку нравилось писать сочинения:

      • Начните вести блог или дневник. В них ребенок будет рассказывать об интересных событиях, делиться впечатлениями о просмотренных фильмах и прочитанных книгах. Дневниковые записи становятся своеобразными сочинениями. Они учат ребенка анализировать и грамотно излагать мысли.

      • Чаще читайте книги. Обращайте внимание на классические произведения, если хотите, чтобы ребенок научился красиво писать сочинения. Чтение расширяет кругозор, помогает пополнить словарный запас, учит думать и рассуждать. Хорошо, если ребенок сможет написать краткий отзыв о прочитанном произведении.

      • Посещайте литературный кружок. На занятиях профессионалы учат детей писать красиво и правильно. Авторы участвуют в конкурсах, что мотивирует их заниматься больше и качественнее, пробуждает интерес к писательству.

Вывод

Чтобы правильно написать сочинение, необходимо определить его тип, выбрать соответствующую структуру и подробно изучить тематическую информацию. Далеко не у всех учеников получается правильно выражать свои мысли сразу. С помощью чтения книг ребенок научится писать сочинения правильно, увеличит словарный запас и расширит кругозор.

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2023-2024”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Открытые мероприятия

Онлайн-марафон «Как помочь ребенку учиться на 4 и 5 в учебном 2024 году»

Подробнее

Бесплатный вебинар «7 причин, мешающих ребенку хорошо учитьс»

Подробнее

Рекомендуем к прочтению

Советы для сдачи ЕГЭ по обществознанию

Обществоведение относится к предметам, которые наиболее часто выбирают в качестве дополнения к обязательным. Следующие ...

10.04.2024 Читать

Какие навыки надо развивать в начальной школе

С каждым годом учебные программы начальной школы становятся более строгими. Первоклассникам приходится осваивать все больше ...

10.04.2024 Читать

Почему важно непрерывное обучение в течение всей жизни

Непрерывное обучение помогает поддерживать мыслительные процессы на должном уровне в течение всей жизни. Рассмотрим основные ...

10.04.2024 Читать