Шамиль Ахмадуллин. Личный блог

25.03.2024

3 эффективных способа поддерживать обратную связь с ребенком

Поделиться статьей:

Одной из основ успешности учебного процесса является прочная обратная связь с учеником. Опытные психологи подчеркивают, что в ней нет места оценкам. Это справедливо как для учителей, так и для родителей.

Общие правила

Беседа ведется в комфортной, спокойной обстановке 

Для обсуждения успехов в учебе нужно выбирать наиболее благоприятные моменты. Для этого лучше всего подходит спокойная, расслабленная обстановка. На бегу, впопыхах, в транспорте подобные разговоры лучше не затевать.

● Как не надо: устроить ребенку разнос за ошибки во время завтрака и по дороге в школу.

● Как надо: в доброжелательной форме обсудить школьные дела вечером или в выходной, когда все отдыхают.

1. Начинать всегда с позитива

Ребенок постоянно должен чувствовать, что вы на его стороне. Он будет воспринимать вас не как беспощадного контролера, но как верного союзника, который в любую минуту готов прийти на помощь.

Чтобы создать позитивное начало обсуждения, следует найти положительные моменты в сделанном задании или работе, выразить свое искреннее одобрение. Только после этого уже можно переходить к разбору ошибок и недостатков.

Обсуждение обязательно носит конструктивный характер. Вы вместе с ребенком ищете способы улучшения ситуации, а не ограничиваетесь одними только похвалами или порицаниями.

Если работа отличная, нужно не перехваливать (это создает опасность формирования «синдрома отличника»), а найти возможность дать полезные советы, как сделать еще лучше.

● Как не надо: «Плохое сочинение. Тема совершенно нераскрыта. Написано небрежно, буквы вкривь и вкось».

● Как надо: «У тебя есть хорошие аргументы, но кое-что нуждается в доработке (далее перечисляется, что нужно исправить, даются указания, как это лучше сделать)».

2. Не монолог, а диалог

Обратная связь подразумевает не сольное выступление, а общение друг с другом. Ребенку разрешается высказывать свое мнение, его нужно внимательно выслушивать. Приказной тон недопустим. Ученик должен обсуждать проблему вместе с вами, и искать пути ее решения.

3. Оценкам тут не место

Обратная связь – это общение, а не оценивание. Школьные оценки воспринимаются как навешивание ярлыков, что вполне справедливо. Поэтому для обеспечения эффективности обратной связи их вообще не нужно упоминать. Акцент в беседе делается на улучшение результата, а не на попреки.

● Как не надо: «Ты троечник/двоечник/отличник».

● Как надо: «У тебя замечательно получается (что именно получается), а вот это (что именно) нуждается в улучшении».

3 основных способа организации успешной обратной связи

Излагать ребенку свои требования и пожелания можно разными способами.

Бутерброд

Главные правила этого метода:

● Начало: позитив, перечисление сильных сторон, конструктивная похвала.

● Середина: объяснение, что нуждается в доработке.

● Завершение: позитив, настраиваем ученика на «боевой лад».

BOFF

Название метода составлено из первых букв английских слов Behaviour (поведение), Outcome (результат), Feelings (чувства), Future (будущее).

Последовательность шагов следующая:

● Объективно, сухо (без эмоций) перечисляем, что было сделано (поведение). (Например, «ты забыл сходить в магазин за хлебом»).

● Констатируем результат. (Обедать пришлось без хлеба.)

● Описываем собственные чувства, вызванные этим результатом, говорим обязательно от первого лица. (Мне было неприятно.)

● Обсуждаем, как в будущем улучшить ситуацию.

ППП

Эти буквы обозначают Проблему, Причину, Поддержку. Структура метода следующая:

● Формулируется имеющаяся проблема (например, слабая успеваемость по математике).

● Проводится беседа с целью выяснить причину (например, оказалось, что ребенок совершенно не понимает объяснения учителя).

● Принимается решение о поддержке: позаниматься с ребенком самостоятельно, поступить в онлайн-школу, перейти на семейное обучение.

Заключение

Соблюдение приведенных правил обеспечивает эффективную обратную связь. Беседы всегда ведутся в комфортной обстановке и начинаются с позитивных моментов. Ребенок должен чувствовать себя раскрепощенно, ему предоставляется возможность свободно высказываться.

Структура методов «Бутерброд», «ППП», «BOFF» помогает провести беседу даже на самые трудные темы.

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2024-2025”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Рекомендуем к прочтению

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи На уроках математики в школах уделяют немало внимания решению задач. Дети учатся понимать ...

20.01.2025 Читать

Как научить ребенка азбуке

Как научить ребенка азбуке  Знакомство с буквами – первый этап обучения ребенка чтению. Важно сделать учебный максимально ...

17.01.2025 Читать

Как научить ребенка завязывать узел

Как научить ребенка завязывать узел В прошлом дети носили ботинки со шнурками, банты, шапки с завязками. Это способствовало ...

16.01.2025 Читать