Доступно объясняем ребенку понятие суффикса
Суффиксы дети начинают изучать уже во втором классе. В этом возрасте такие объяснения, как «морфема», «изменение грамматической характеристики», «основная морфологическая единица» ребенок не воспринимает. Поэтому приходится давать упрощенные формулировки: «идет после корня», «нужен для образования новых слов». Это ребенок способен осознать. Но после корня много чего находится, поэтому очень у многих детей выделение суффиксов вызывает большие сложности.
Причины трудностей с поисками суффиксов при разборе слова заключаются в следующем:
● Не выучил, что такое состав слова. В этом случае необходимо основательно повторить тему с самого начала, пройтись по всем частям слова. Материал повторяют до тех пор, пока он не врежется в память.
● Выделяет части слова в хаотическом порядке. Это необходимо исправить, так как при таком подходе многократно повышается вероятность совершения нелепой ошибки. Разбор всегда должен начинаться с выделения корня. После этого наличие или отсутствие «окружения» корня (приставки, суффиксы) становятся очевидным.
● Не владеет преобразованием слов (например, чиж – чижик). Этот дефект исправляется только тренировкой.
Для чего нужны суффиксы
Школьники должны усвоить, что с помощью суффиксов образуются новые формы слов, а также новые слова.
Словообразующие
С их помощью слова видоизменяются и приобретают новые оттенки значений. Например, дуб – это растение (дерево); дубок – маленький дуб; дубочек – дуб, к которому говорящий испытывает нежность; дубище – огромный дуб. Таким образом, суффиксы «ок», «ищ», «оч», «ек», как бы изменяют размеры исходного слова.
Другой пример: кот – это животное; котище – огромный кот. Получается, что суффикс «ищ» действует как «увеличитель».
Еще пример словообразования: преподавать – это глагол, преподаватель – это человек. Суффикс «тель» превратил действие в специалиста.
Формообразующие
Например, писать – глагол в форме инфинитива; пишет – глагол в настоящем времени; писал – глагол в прошедшем времени. Прибавление к суффиксу «а» суффикса «л» переводит действие из настоящего в прошедшее.
Еще пример: вкусно – свойство; вкуснее – сравнение. Чтобы усилить свойство, использован суффикс «ее».
Другой пример: петь – глагол; поющий – причастие. Суффикс «ющ» превращает глагол в причастие.
Как искать суффикс
Найти эту часть слова довольно просто – она идет сразу за корнем. Подбирая однокоренные слова, легко определить, что находится после корня. Например, пусть у нас есть слово «нежность», к нему можно подобрать слова «нежно», «нежный». Сразу становится понятно, что «нежн» – это корень. Теперь изменяем «нежность», чтобы проанализировать окончание. Получаем: нежности – нежностью. Следовательно, суффиксом будет «ость», а окончание в слове «нежность» – нулевое.
В таких словах, как «гласность», суффиксов будет два: «н» и «ость».
К сожалению, ситуация с инфинитивами глаголов не так проста. Дело в том, что ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению: «ть» в этом случае является окончанием или суффиксом. Поэтому сегодня в одних учебниках (более старых) «ть» объявляется окончанием, а в других (более новых) – суффиксом.
5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2023-2024”
Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.
Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:
- отложить гаджеты;
- без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
- учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Теги статьи
Понравилась статья? Поделитесь ей!
Основные темы
Рекомендуем к прочтению
Советы для сдачи ЕГЭ по обществознанию
Обществоведение относится к предметам, которые наиболее часто выбирают в качестве дополнения к обязательным. Следующие ...
Какие навыки надо развивать в начальной школе
С каждым годом учебные программы начальной школы становятся более строгими. Первоклассникам приходится осваивать все больше ...
Почему важно непрерывное обучение в течение всей жизни
Непрерывное обучение помогает поддерживать мыслительные процессы на должном уровне в течение всей жизни. Рассмотрим основные ...