25.03.2024

Синдром отличника: как желание быть лучшим оборачивается провалом

Поделиться статьей:

Учиться отлично, всегда занимать лидирующие места и не допускать ошибок – хорошие навыки для школьника. Однако во взрослой жизни желание быть лучшим нередко оборачивается проблемами. Рассмотрим, как проявляется синдром отличника, из-за чего он возникает и как с ним справиться. 

Что это такое

Школьник с синдромом отличника отличается от тех, кто просто хорошо учится. Ученику может легко даваться стандартная образовательная программа, и он будет получать высокие оценки. Синдрома отличника у него может не быть, он нормально относится к неудачам и умеет найти выход из сложных ситуаций. 

‍Синдромом отличника можно считать патологическое стремление всегда быть первым, неприятие собственных недостатков. Он распространяется только на одну из сфер жизни. Однако в любом случае синдром отличника сопровождается повышенной требовательностью к себе. Стремление к совершенству нужно отличать от нездорового перфекционизма. Первое способствует профессиональному и личному развитию. Синдром отличника же заставляет человека стремиться к достижению недостижимого. 

Например, желание хорошо знать английский или уметь плавать – нормально. Стремление стать победителем всех конкурсов и олимпиад – нездоровый перфекционизм. Он быстро приведет к эмоциональному выгоранию и нежеланию достигать поставленных целей в будущем.

Чем опасен синдром отличника

Казалось бы, что плохого в том, что ребенок учится на пятерки и побеждает в соревнованиях? Некоторые родители и вовсе одобряют проявления синдрома отличника. Однако, если разобраться в этой проблеме, то можно узнать, что для отличника любая тройка становится катастрофой. Человек сосредотачивается на оценках. Это мешает ему развиваться в остальных сферах. Не остается времени на общение с друзьями, любимое дело и отдых. Нередко проблемы возникают из-за неспособности к анализу допускаемых ошибок.

Психологические аспекты синдрома отличника

В плане психического здоровья затраты ресурсов несоизмеримы с результатом. Ребенок может получать одни пятерки, однако он постепенно отстраняется от всего окружающего мира. Он начинает зависеть от чужого мнения и испытывает растерянность, если его в чем-то обходят другие. 

Однако не только в учебе проявляется синдром отличника. Он остается и после получения образования. Человек боится проигрывать в простых спорах, испытывает сильное расстройство из-за неудач, мелкие проблемы считает катастрофическими. 

‍Причины возникновения

Механизм зарождения этого синдрома определить сложно. Считается, что его возникновению способствуют:

● повышенная требовательность родителей;

● желание выделяться на фоне одноклассников;

● тревожность;

● отсутствие похвалы от родителей;

● наказание за недостаточно высокие оценки;

● повышенная требовательность в отношении себя.

Если родители ругают за четверки и говорят ребенку, что он должен быть лучше всех в учебе, синдром отличника возникнет с большой вероятностью. Нередко такое расстройство переходит из поколения в поколение. 

Как распознать синдром отличника

Это расстройство иногда бывает сложно отличить от простого трудолюбия. Нужно попытаться понять, нравится ли ребенку учиться. Если это так, то ребенок будет вовлеченным и довольным. Каких-либо проблем такая тяга к учебе не вызывает. О наличии синдрома могут свидетельствовать:

● Неуверенность в себе. Ребенок с синдромом отличника сильно зависит от мнения окружающих. Он неспособен нормально реагировать на критику и может становиться самоуверенным от частой похвалы. 

●‍ Способность идти на обман и жертвы ради оценок. Не всегда ребенок получает пятерки честным способом. Если в начальной школе он был отличником, то в средней и старшей ситуация может измениться. Ученик начинает идти на жертвы и ухищрения для сохранения статуса отличника.

● Страх ошибок. Малейшая проблема воспринимается как катастрофа. Полученная двойка способна вызвать истерику, ребенок уже начинает рисовать в голове картины постоянных неудач. Он не способен извлекать из ошибок полезный опыт.

Как справиться с синдромом отличника

Родителям необходимо начать с себя. Измените свое отношение к плохим оценкам ребенка, не демонстрируйте, что они крайне важны для вас. Покажите на своем примере, что такую ситуацию нужно рассматривать как урок на будущее, а не как катастрофу. Выбирайте способ действия в зависимости от ситуации. Например, анализ, принятие информации к сведению, поиск путей исправления.

‍Объясняйте ребенку, что ошибки – это нормально. Это нужно доказывать не только в теории, но и на практике. Например, если ребенок с большим старанием писал сочинение, а ему поставили тройку, подсчитайте сколько времени потребуется для ее исправления. Если на это будет потрачено слишком много ресурсов, смиритесь с ситуацией и прекратите ее обсуждение. Для избавления от синдрома отличника стоит использовать такие практики:

Дневник достижений. Записывайте все победы ребенка, давайте ему периодически перечитывать записи. Человек с синдромом отличника обычно забывает о собственных достижениях, запоминая лишь неудачи. Дневник поможет трезво оценивать ситуацию.

Любимое дело. Хобби помогает отвлекаться от достигаторства и разгружать нервную систему. Возвращаясь к решению задачи, помните, что необязательно решать ее на 100%, достаточно будет 80%.

Медленный старт. Дайте себе 5 минут, если чувствуете, что не можете взяться за решение задачи. Скажите себе мысленно, что если так и не сможете начать, переключитесь на другое. В большинстве случаев продолжить начатое дело все-таки удается.

Критика к задачам, а не к себе. Подумайте, настолько ли важно выполнить работу идеально сейчас. Иногда достаточно решать задачу на уровне «нормально» и «средне».

Расстановка приоритетов. Решите, в какой области вы бы хотели достичь успеха. Выберите пару приоритетных направлений, а для остальных поставьте легко достижимые цели.

Вывод 

‍Синдром отличника может сильно осложнять человеку не только учебу, но и взрослую жизнь. Поэтому необходимо искать и устранять причины этого явления. Поможет в этом расстановка приоритетов, ведение дневника достижений, занятие любимым делом.

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2023-2024”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Открытые мероприятия

Онлайн-марафон «Как помочь ребенку учиться на 4 и 5 в учебном 2024 году»

Подробнее

Бесплатный вебинар «7 причин, мешающих ребенку хорошо учитьс»

Подробнее

Рекомендуем к прочтению

Советы для сдачи ЕГЭ по обществознанию

Обществоведение относится к предметам, которые наиболее часто выбирают в качестве дополнения к обязательным. Следующие ...

10.04.2024 Читать

Какие навыки надо развивать в начальной школе

С каждым годом учебные программы начальной школы становятся более строгими. Первоклассникам приходится осваивать все больше ...

10.04.2024 Читать

Почему важно непрерывное обучение в течение всей жизни

Непрерывное обучение помогает поддерживать мыслительные процессы на должном уровне в течение всей жизни. Рассмотрим основные ...

10.04.2024 Читать