01.03.2024

Эвристическое обучение: для кого оно предназначено

Поделиться статьей:

Эта технология – разработка доктора педагогических наук Андрея Викторовича Хуторского. Он член нескольких академий: РАО, МСАО им. Я. А. Коменского, МПА.

Основная идея эвристического обучения строится на том, что ученик постоянно самостоятельно совершает открытия. Ее нельзя назвать абсолютно новой. База для такого типа обучения была заложена около 2400 лет тому назад самим Сократом. Великий древнегреческий философ задавал своим ученикам серии вопросов, отвечая на которые они постигали новые знания.

Долгое время эвристическое обучение развивалось в тесной связи с другим видом – проблемным. Оно даже считалось всего лишь одной из его разновидностей. Но в последней четверти ХХ века А. В. Хуторской вместе со своими коллегами провел целый ряд исследований, и эвристическое обучение Хуторского переросло в полностью самостоятельный метод. 

В ходе цикла исследований школьникам предлагалось для изучаемой ими дисциплины самостоятельно составить траекторию образования. То есть ученик должен сам определить, в какой последовательности он будет получать знания, которые нужны для освоения программы. На первый взгляд подобное предложение может показаться излишне смелым и, может быть, даже нелепым. Но результаты исследований показали, что, действуя таким образом, ученики смогли не только приобрести блестящие знания по предмету, но также:

      • осознали свои собственные цели, к которым они стремятся в ходе учебы;

      • выработали индивидуальные, наиболее эффективные способы усвоения информации;

      • освоили убедительные формы, в которых представляются результаты.

Эти экспериментальные результаты были заложены Хуторским в основу теории дидактической эвристики. Образование в рамках такой системы фокусируется на творческой реализации как учеников, так и их учителей. Это делается с помощью тех образовательных продуктов, которые ими создаются. К ним относятся:

      • материальные объекты: рисунки, схемы, плакаты, тексты, различные изделия;

      • развитие и совершенствование положительных личностных качеств.

Чем отличаются друг от друга эвристическое и проблемное обучение

      • Объемы

Проблемное – охватывает методику и содержание изучаемых в его рамках учебных дисциплин. Эвристическое – включает всю методологию целиком.

      • Области

Проблемное – идеально подходит для предметов, требующих интеллектуального подхода. Эвристическое – подходит к любым темам, включая спортивную подготовку.

      • Базовые цели

Проблемное: учитель ставит перед ребятами проблему и подводит их к самостоятельному ее решению.  Эвристическое: ориентация на достижение результата.

Задача и подзадачи

Задача – индивидуальная самореализация творческого потенциала каждого ученика.

Эта общая задача состоит из трех подзадач:

      • создание собственного образовательного продукта;

      • выработка индивидуальной образовательной траектории, основанной на личных качествах;

      • освоение знаний в соответствии с этим продуктом.

Функционирование

Технология строится на семи основных шагах. Продемонстрируем их на примере изучения романа «Преступление и наказание» Достоевского.

1. Определяются личностные качества ученика, необходимые ему для конкретной образовательной деятельности.

Например, чтобы проанализировать роман «Преступление и наказание» требуются терпение, умение быстро читать и запоминать прочитанное, умение работать с большими текстами.

2. Фиксация образовательных объектов.

В нашем примере необходимо зафиксировать саму книгу (бумажную или на электронном носителе), краткую историческую справку, основные факты биографии Ф. М. Достоевского.

3. Осознание личного восприятия темы.

Ученик формулирует для себя свою личную оценку романа и отношение к автору.

4. Создание индивидуального учебного плана.

Ученик самостоятельно проделывает всю работу по формированию плана и выбору средств для его реализации. Учитель берет на себя роль помощника.

5. Параллельная реализация программ: общей для класса и индивидуальных для каждого ученика.

Учитель сводит воедино все индивидуальные планы, организуется совместные обсуждения романа.

6. Демонстрация индивидуальных творческих продуктов.

В случае нашего примера: зачитывание и обсуждение сочинений, организация выставки сочинений.

7. Рефлексия.

Итоговое совместное обсуждение изученной темы.

Форма обучения

Данный метод очень гибкий. Он использует множество разных способов взаимодействия учителя и учеников (форм образования).

Работая над конкретной темой, можно объединять сразу несколько форм. Например:

      • погружение – некоторое время ребенок самостоятельно созерцает и пытается познать заданный объект;

      • олимпиада – ученики создают в течение заданного времени определенные продукты, затем производится их сравнение, оценивается правильность;

      • игра – моделируется решение поставленной проблемы, занятие проводится в игровой форме;

      • творчество на изучаемую тему.

Методы, наиболее подходящие для использования родителями учеников, находящихся на домашнем обучении

Следующие методы одинаково хорошо подходят и для классной работы, и для тех, кто учиться на дому. Используя их, родители смогут помочь ребенку самостоятельно освоить предмет.

      • «Вживание» в тему

Ребенку предлагается представить себе, что он живет внутри изучаемого объекта. При этом он должен обращать внимание на все появляющиеся у него мысли и ощущения. Упрощенно это можно сформулировать следующим образом: «Чтобы понять устройство ядерного реактора, представь себя ядерным реактором».

      • Смысловое видение

Максимальная концентрация зрения и мыслей на изучаемом объекте.

      • Символическое видение

Изучение того, как объект связан со своим символическим представлением (например, связь между звуком и буквой).

      • Образное видение

Ученик творчески перерабатывает объект, находящийся в его поле зрения. При этом он рисует не сам объект, а его образы с разной степенью упрощения.

      • Придумывание

Фантазирует на заданную тему, выдумывает нечто несуществующее.

      • «Что будет, если…»

Делает предположение «А что будет, если что-то изменится» и подробно описывает последствия.

       • Гиперболизация

Следует изучить ситуации, которые возникают при увеличении и уменьшении всего объекта или его частей. Например, представить себе кусок сахара размером со скалу.

      • Агглютинация

Необходимо придумать сочетания, которых не бывает в природе.

      • Синектика 

Родители вместе с ребенком устраивают обсуждение изучаемого объекта, предлагают решения задач.

      • Морфологический ящик

Ученик создает различные комбинации объектов и исследует их. Также он подбирает решения для частей стоящей перед ним задачи и исследует возможность их сочетания для решения задачи целиком.

      • Инверсия

Описание проблемы с внешней и с внутренней стороны.

      • Мозговой штурм

Сбор максимального количества информации об изучаемом объекте.

      • Эвристическое наблюдение

Наблюдение за явлением и объяснение увиденного. Обычно этот метод используется для естественно-научных дисциплин, но подходит и для гуманитарных.

     • Исследование

Проведение исследования объекта согласно составленному плану. Подробное описание целей исследования, его хода, фиксация результатов, их интерпретация.

     • Конструирование понятий

Описывание объекта своими словами.

      • Рефлексия

Ученик рассказывает, чему ему удалось научиться, как это поможет ему в дальнейшей учебе, где это пригодится в жизни.

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2023-2024”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Открытые мероприятия

Онлайн-марафон «Как помочь ребенку учиться на 4 и 5 в учебном 2024 году»

Подробнее

Бесплатный вебинар «7 причин, мешающих ребенку хорошо учитьс»

Подробнее

Рекомендуем к прочтению

Советы для сдачи ЕГЭ по обществознанию

Обществоведение относится к предметам, которые наиболее часто выбирают в качестве дополнения к обязательным. Следующие ...

10.04.2024 Читать

Какие навыки надо развивать в начальной школе

С каждым годом учебные программы начальной школы становятся более строгими. Первоклассникам приходится осваивать все больше ...

10.04.2024 Читать

Почему важно непрерывное обучение в течение всей жизни

Непрерывное обучение помогает поддерживать мыслительные процессы на должном уровне в течение всей жизни. Рассмотрим основные ...

10.04.2024 Читать