10.04.2024

Как научить ребенка выделять подлежащее и сказуемое

Поделиться статьей:

Во втором классе дети начинают изучать состав предложения. Это основа русской грамматики, помогающая с легкостью понимать другие правила. Если ребенок не научится находить подлежащее и сказуемое, ему будет сложно ориентироваться в других темах. Расскажем, как это правильно сделать. 

Разбираем основные понятия

Учителя знакомят детей сразу с несколькими терминами и определениями, которые многие ребята долго путают. Предложение – речевая конструкция, состоящая из одного или нескольких слов, объединенных общим смыслом и помогающих высказать мысль. 

Подлежащее – одна из главных частей предложения, представляющая собой предмет. Для его поиска задают вопрос «Что?» или «Кто?». Подлежащее обычно является существительным, поставленным в именительный падеж. Иногда им становится местоимение, наречие, прилагательное или прочая часть речи.

Сказуемое – один из основных членов предложения, выражающий действие подлежащего. Оно становится ответом на вопросы «Что делает?», «Какой?», «Что сделал?». Ученики начальной школы разбирают классические варианты предложений, где роль сказуемого играет глагол. Подлежащее вместе со сказуемым становится основой предложения. Иногда они встречаются в отдельности. Например, «Снег.» – предложение только с подлежащим, «Темнеет.» – только со сказуемым.

Учим искать подлежащее

Иногда обучение ребенка начинается с поиска сказуемого. Это связано с тем, что выделить его проще. Однако специалисты считают, что начинать следует с поиска подлежащего. Не стоит говорить ребенку: «Ищи имя существительное!». Таких частей речи в предложении бывает несколько. И все они могут не являться подлежащим. Надо знать, о чем или о ком идет речь в предложении. Спросите, о ком или о чем мы говорим. Например, в предложении: «Дождь стучит по крыше.» речь идет о дожде. В данном примере «дождь» – подлежащее.

Учим искать сказуемое

Если ребенок понял, о ком или о чем идет речь, ему проще узнать, что произошло с этим героем или предметом. Для этого используйте свойственные для сказуемого вопросы и проверяйте свои догадки. «Что делает дождь?», ребенок отвечает: «стучит». Это и будет сказуемое. Подумайте, сохранится ли смысл речевой конструкции, если в ней останутся только основные члены. 

Учим определять второстепенные части

При разборе предложения выделяют не только основу, но и второстепенные члены. Это помогает понять, насколько правильно были выполнены действия на предыдущем этапе. Задайте вопросы к второстепенным частям предложения: «Дождь стучит по чему?», ребенок ответит: «по крыше». Вдаваться в суть этих понятий на первых этапах не обязательно, иначе ребенок запутается в определениях. Регулярно выполняйте упражнения на поиск основы. Придумайте предложения с несколькими второстепенными членами. Например, «Я люблю вкусные фрукты и овощи.», «В лесу обитают разные животные.»

Вывод

Разбор предложения начинается с поиска основы – подлежащего и сказуемого. Этому обучают ребенка постепенно. Для начала знакомят его с основными понятиями. После этого переходят к выделению основных и второстепенных членов предложения.

5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2023-2024”

Автор марафона Шамиль Ахмадуллин

Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.

Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:

  • отложить гаджеты;
  • без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
  • учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Зарегистрироваться

Теги статьи

Cкорочтение для детей
Гимнастика мозга

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Открытые мероприятия

Онлайн-марафон «Как помочь ребенку учиться на 4 и 5 в учебном 2024 году»

Подробнее

Бесплатный вебинар «7 причин, мешающих ребенку хорошо учитьс»

Подробнее

Рекомендуем к прочтению

Советы для сдачи ЕГЭ по обществознанию

Обществоведение относится к предметам, которые наиболее часто выбирают в качестве дополнения к обязательным. Следующие ...

10.04.2024 Читать

Какие навыки надо развивать в начальной школе

С каждым годом учебные программы начальной школы становятся более строгими. Первоклассникам приходится осваивать все больше ...

10.04.2024 Читать

Почему важно непрерывное обучение в течение всей жизни

Непрерывное обучение помогает поддерживать мыслительные процессы на должном уровне в течение всей жизни. Рассмотрим основные ...

10.04.2024 Читать