Как устроено интерактивное обучение
Новейшие компьютерные технологии уверенно проникают во все сферы жизни, в том числе и в школу. С их помощью возможна организация интерактивного обучения, которая делает усвоение знаний значительно более эффективным. Все ученики становятся активными участниками учебного процесса – никто не скучает и не отмалчивается, сидя на задней парте. Все вовлечены в интенсивную работу.
Что это такое
Интерактивное обучение (его еще называют диалоговым) – это такой метод, при котором происходит взаимодействие между учителем и классом, а также между самими учениками. Такое «круговое» общение является для учащихся мощным мотивирующим стимулом, помогает им быстрее и прочнее усваивать программу, повышает успеваемость, приучает к коллективной работе.
Основные принципы
Интерактивное обучение базируется на следующем:
● в классе идет постоянное интенсивное общение учеников с учителем и друг с другом, задачи решаются сообща;
● все имеют возможность высказать свою точку зрения, предложить идею;
● поощряется экспериментаторство, творчество.
Оборудование
Наглядность в данном случае имеет особенно большое значение. Поэтому для организации такого учебного процесса учителю требуется довольно много современных технических средств:
● проекторы, демонстрационные дисплеи;
● интерактивные доски, столы, панели;
● разнообразные конструкторы;
● наборы робототехники;
● планшетные компьютеры;
● портативный цифровой планетарий;
● разнообразная оргтехника.
Также необходим комплект оборудования для проведения онлайн-конференций и вебинаров.
В каких формах проводится интерактивное обучение
Под формами понимаются виды занятий. Они очень разнообразны, а учителя могут свободно предлагать свои собственные наработки. К основным относятся следующие:
● тренинги – класс выполняет задание, затем следует подробное обсуждение;
● проекты – ребята самостоятельно работают над поставленной задачей;
● мозговой штурм – каждый ученик предлагает свою идею;
● мастер-классы – практические занятия, учитель подробно объясняет, что и как надо делать;
● кейсы – детальный разбор решения конкретной задачи;
● интерактивные лекции (вебинары) – преподаватель объясняет тему, учащиеся задают вопросы, проводится дискуссия;
● голосование – ученики излагают свою точку зрения, защищают ее;
● «Микрофон» – ученик делает доклад, класс его обсуждает;
● деловые игры – воссоздаются условия по возможности близкие к реальным, моделируется рабочая обстановка;
● «Аквариум» – в деловой игре задействованы только некоторые ученики, остальные являются зрителями и должны комментировать все, что видят;
● выполнение заданий парами или тройками, состав которых меняется на каждом этапе;
● «Дерево решений» – класс разбивается на группы и получает большой лист бумаги, на котором записывает идеи решения задачи в виде дерева, затем группы меняются «деревьями» и каждая дописывает свои идеи к уже существующим.
Плюсы и минусы
К основным достоинствам относятся следующее:
● развивается самостоятельность, приобретаются коммуникативные навыки;
● оттачивается умение обосновывать точку зрения, отстаивать свое мнение;
● школьники овладевают искусством ведения спора, набираются опыта участия в дискуссиях;
● развивается критическое мышление, приобретаются творческие навыки;
● учебный материал усваивается быстрее, запоминается лучше;
● расширяется кругозор.
Для педагогов этот метод сопряжен со специфическими сложностями:
● трудно поддерживать дисциплину в классе, где все говорят и двигаются;
● нужно соблюдать баланс между игровой и учебной деятельностью;
●необходимо вовлекать в дискуссию стеснительных и робких детей наравне с другими;
● приходится бороться с тревожностью некоторых учеников;
● требуются отличные организаторские способности;
● знание предмета должно быть очень широким, также необходимо множество сопутствующей информации;
● надо уметь уверенно пользоваться разнообразным оборудованием.
К явным недостаткам метода относятся:
● нехватка учителей с необходимой квалификацией;
● недостаток методической литературы;
● высокая стоимость оборудования.
Типичное занятие в онлайн-школе
Многие современные онлайн-школы практикуют интерактивное обучение. Занятия проводятся в виде вебинаров, ученики могут коллективно выполнять задания, как если бы они все вместе находились в одном классе. Из оборудования школьнику нужен только компьютер. Онлайн-школы работают на специальных платформах, где хранятся записи занятий, проводится проверка выполненных заданий, каждому ученику начисляются баллы.
Во время урока ребенок находится перед компьютером. Он может видеть и слышать как преподавателя, так и своих одноклассников. Общение практически не отличается от живого. Можно задавать вопросы, немедленно получать ответы, вести споры, дискуссии, обсуждения.
Онлайн-школы даже предлагают своим ученикам различные клубы по интересам, например, театральный, книжный, спидкубинг (соревнования по сборке кубика Рубика), любителей иностранных языков. Школьники могут свободно общаться друг с другом, даже находясь в разных городах. Это делает обучение значительно более эффективным, учебный процесс проходит в непринужденной игровой обстановке.
5 дневный онлайн марафон “КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА 4 И 5 В УЧЕБНОМУ ГОДУ 2024-2025”
Записывайтесь на марафон и узнайте, как перестать ночами сидеть над уроками, платить репетиторам и чувствовать себя плохим родителем.
Вместе мы разберём, как вдохновить абсолютно любого ребёнка:
- отложить гаджеты;
- без напоминаний взять учебники и тетради и самостоятельно сделать уроки;
- учиться на 4 и 5 и получать удовольствие от процесса
Теги статьи
Понравилась статья? Поделитесь ей!
Рекомендуем к прочтению
Воспитываем ребенка лидером: практические рекомендации
Воспитание лидерских качеств у детей – это важный аспект их развития, способный значительно повлиять на их будущее. ...
Как приучить ребенка к порядку: практические советы для родителей
Многие дети не обращают никакого внимания на беспорядок и не спешат делать уборку в своей комнате. Родителю приходится либо ...
Как развивать память у ребенка 5 лет: практические советы для родителей
Способность запоминать информацию не считается врожденным навыком. Ее можно и нужно развивать. Особенно ответственно к этому ...